В Кишинёве начался новый протест против олигархов во власти. На сей раз его ведет платформа Demnitate şi Adevăr (DA) или по-русски – «Достоинство и правда». Ее название суть аллюзия на румынскую платформу Alianța Dreptate și Adevăr (2003–2007) («Альянс Справедливость и Правда»), который расчистил политическое поле и пришел к власти в результате этой борьбы.
Данная платформа появилась в феврале 2015 года и собрала в своем руководстве разных, но очень влиятельных людей, таких как, например, депутат первого созыва Валентин Долганюк, который голосовал за Декларацию о независимости, бывший министр финансов и бывший посол РМ в США Михай Маноле, адвокат и специалист в области реформы правосудия Олеся Стамате, юрист и эксперт в области борьбы с коррупцией Марианна Калугин, журналист и специалист в области журналистских расследований Корнелия Козонак, журналист и блогер Александру Козер, Василе Згардан, который голосовал за Декларацию о независимости, журналист Василе Нэстасе, который голосовал за Декларацию о независимости, студент Дину Плынгэу, адвокат Андрей Нэстасе, журналист и специалист в области электронных СМИ Анжела Арамэ, политолог и журналист Игорь Боцан, лидер партии Antimafia Сержиу Мокану1. В общем смесь из старых демократов и новых общественников.
Объединение этих известных и даже популярных людей в одной команде стало событием в политической жизни Молдовы.
Особенно когда самая сильная часть бывшей оппозиции – ПКРМ, уничтожив в себе творческое ядро, стала частью олигархической системы. Платформа собирала митинги уже несколько раз. Первый в центре столицы был 5 апреля, тогда пришли около четырех тысяч человек. Потом был митинг 3 мая, на котором уже было от двадцати до пятидесяти тысяч человек. Третий раз они собрались 7 июня, и их было под десять тысяч. А 6 сентября на площади Великого Национального собрания было более сорока тысяч человек.
Лидеры платформы на площади заявили, что ставят своими целями создание условий для появления новых элит, деполитизацию институтов правопорядка и регламентирующих институтов, привлечение к ответственности всех тех, кто не пресек воровство. Ну и сверх того, появилась идея доверить избрание президента народу. Также они требуют отставки нынешнего правительства как нелегитимного и виновного в краже миллиарда.
Требования эти для политической жизни Молдовы актуальны. Потому как в стране украли миллиард, или одну восьмую всего ВВП, все контрольные органы были распределены между партиями, связаны личными связями с молдавскими олигархами, а потому не пресекли преступление. Ну а президент Молдовы – Николай Тимофти – овощ, назначенный только ради того, чтобы занимал место и раздавал награды.
Но это все не так интересно в данном протесте. Как известно, Молдова — расколотая страна, причем ровно пополам (если не считать Приднестровья). Часть населения за развитие отношений с Россией и интеграцию в Таможенный Союз, другие за интеграцию с Европейским Союзом. И вся политика в Молдове вращалась вокруг этого. Лидеры же платформы говорят: «Давайте отложим разговоры о геополитических предпочтениях и объединимся ради борьбы против воров. Они ограбили всех: и русских, и украинцев и молдаван… Надо попытаться смести этих людей, создать предпосылки для развития. И можно потом вернуться к обычным молдавским баталиям».
И действительно на площади много тех, кого принято называть народом, – простые люди, уставшие от пустых обещаний политиков, воровства и наглости. Много также и сторонников Унири – объединения Румынии и Молдовы. Им кажется, что румыны решат все проблемы. Если не румыны, то Европейский Союз, в который Румыния входит.
Но любопытно, что все последние годы власть в Молдове держалась за счет обещаний европейского будущего. Нынешняя коалиция (ЛДПМ, ДПМ, ЛПМ) пришла к власти в 2009 году в ходе такого же Майдана. Только тогда они боролись с «фальсификацией выборов» и коммунистами. Тогда Европейский Союз их поддержал. И следующие шесть лет под зонтиком поддержки ЕС молдавская власть грабила народ как хотела, сворачивала некоторые демократические элементы, внедренные коммунистами, закрывала оппозиционные СМИ, раздувала сообщения о русской угрозе. Одним словом, если бы не поддержка и помощь ЕС, история этих партий быстро бы закончилась.
Когда европейские чиновники услышали про украденный миллиард, наконец-то поняли, что дальше их поддерживать не то чтобы стыдно, но некрасиво.
А тут внезапно и появилась платформа DA. И ЕС поддержал эту платформу – силу, которая выступает против власти, которую Евросоюз поддерживал прежде. Притом в ЕС не признают своих ошибок. Не получили молдаване и всех бонусов евроинтеграции, которые им обещали. В общем, остается только европейская мечта.
Хотя этот протест и общегражданский, левых в нем нет, по крайней мере среди руководства. Официальные левые в парламенте вроде Игоря Додона хотя и разделяют часть требований DA, но пообещали устроить свои митинги, если не будет роспуска парламента. Более радикальные левые, представленные Красным Блоком, провели свой митинг у Академии Наук, на который пришло не так много людей, как хотелось бы. Они планировали пройти маршем по улице города, чтобы присоединиться к протесту, но до площади не дошли, оказавшись возле здания Генпрокуратуры, где их полиция избила и арестовала. Позже последовали обыски в их квартирах. Характерно, что лидеры общегражданского протеста до сих пор не выступили с требованиями их освободить.
Молдавская власть евроинтеграторов в ответ на недовольство народа, на тысячи людей, собравшихся на площади, опять разыгрывает русскую карту и винит Москву в дестабилизации ситуации. «Я осознаю, что мои позиции за Европу, за НАТО, и по поводу незаконного размещения на нашей территории военной российской базы превратили меня в мишень для реваншистских неосоветских, антизападных и антинациональных сил», – заявил Тимофти. Глупость подобных слов очевидна в Молдове практически всем. Что лишний раз дискредитирует и без того проворовавшуюся власть.
И здесь же возникает вопрос для русских пропагандистов из бригады Киселева. А кого поддерживать? Вся политическая риторика последних лет была сконцентрирована на борьбе с Майданом. А здесь Майдан борется с Майданом во властных кабинетах, которые еще при этом настроены антироссийски.