С осени 2014-го Кремль настырно пытался запихнуть восставший Донбасс в состав порошенковской Украины. Увы, Киев (сам ли или науськиваемый партнерами из США) хочет оглушительной военной победы. А ближе к концу лета 2015-го украинские чиновники и олигархи (причем часть высших чиновников являются одновременно олигархами) заговорили, что надо бы раздолбать Донбасс, как хорваты Сербскую Краину ровно 20 лет назад. Об этом мечтают владельцы армии, которая за год дважды была разбита: полностью в августе 2014 и несколько скромнее в феврале 2015. Без помощи путинского режима никакой Сербской Краины из Донбасса не получится. Кто-то должен сыграть ту же предательскую роль, которую в случае с сербами в Хорватии сыграл президент Сербии Слободан Милошевич. А в Кремле, видимо, додумались, что разгром Новороссии обязательно приведет к росту антипутинских настроений внутри России и в итоге к так называемому «патриотическому Майдану», когда ветераны ополчения и сочувствующие им будут трясти Москву, чтобы разобраться с предателями, с компрадорской элитой.
Ходорковский в одном из своих интервью например, констатировал, что самая большая опасность для Путина – это недовольное ополчение. Притча во языцех – вера кремлевских вершителей в советы либеральных деятелей. Как бы там ни было: «слив» Новороссии в конце весны — в начале лета казавшийся скорым, отдалился в неясную перспективу. В результате именно агрессивного поведения Порошенко. Если бы тот согласился на мягкий вариант «слива»: постепенная передача взбунтовавшихся территорий под контроль украинской армии, косметические изменения в конституцию с расплывчатым «особым статусом отдельных районов Донбасса», Путин улыбчиво пожал бы ему руку. Рецидив в стиле Сербской Краины – уже чересчур.
Кремль, однако, пытается снять с себя ответственность за происходящее на Донбассе. Уговаривает Киев и посредников из Парижа и Берлина согласиться на участие в мирных переговорах представителей Луганской и Донецкой народных республик – на равных, а не в качестве почетных зрителей (в качестве почетных зрителей представители республик периодически присутствуют). Тогда появилась бы возможность самоустраниться, но из-за кулис подшептывать и подпихивать представителей ЛНР и ДНР на переговорах. Прям как чиновники из США ведут себя с Украиной.
В победе вооруженных сил Новороссии над режимом Порошенко Кремль сегодня совершенно не заинтересован. Это понятно и самым фанатичным адептам «Единой России». То есть никакого наступления на Харьков или тем более на Киев российские власти не допустят.
Одержать решительную победу в нынешнем «позиционном перемирии» ни вооруженные силы Новороссии, ни украинская армия не могут. Ни та, ни другая стороны не способны провести достаточно мощное наступление и безоговорочно разбить противника. При одной важной оговорке – это невозможно без вмешательства извне. Если на той или другой стороне вдруг появляется профессиональная и внушительная дружественная группировка «из прекрасного далека», то ситуация на фронте кардинально изменится. Но, если честно рассуждать, готовы ли США официально отправить такую группировку и напрямую вмешаться в гражданскую войну на Украине?
Нет, это даже не Афганистан. Даже не Ирак. Это будет гораздо хуже. А незаметно держать на Украине воюющий многотысячный иноязычный контингент невозможно. ЧВК? ЧВК не занимаются проведением общевойсковых масштабных операций. Нужно именно масштабное наступление с привлечением различных родов войск. Россия не отправит в Новороссию многотысячный контингент для наступления – по указанным выше причинам. Без вмешательства внешнего фактора Новороссия могла бы победить только в случае массового перехода солдат и офицеров украинской армии на свою сторону или\и их массового дезертирства. Украинская армия достаточно сильно деморализована. Она разлагается из-за бездеятельности. В армиях ЛНР и ДНР тоже происходит разложение, но оно все же, насколько я понимаю, происходит медленнее, потому что в ЛНР и ДНР гораздо больше идеологически мотивированных бойцов и они сдерживают деградацию.
Чтобы солдаты и офицеры украинской армии расходились по домам или переходили на сторону восставшего Донбасса, Новороссия должна проводить мощную информационную кампанию. Такая в настоящее время носит случайный характер. Отчасти, видимо, из-за боязни российских советников, что украинская армия действительно развалится и придется-таки идти на Киев. Поэтому пресс-конференции различных офицеров-перебежчиков и солдат изредка проводятся, но полноценного информационного цунами, направленного на противника, нет. Отчасти его нет из-за непонимания командиров на местах (у них достаточно полномочий, чтобы заниматься такой деятельностью, нет нужды ждать приказа сверху), что в современных войнах информационная составляющая более чем на половину создает предпосылки для победы на поле боя.
Грамотный человек за компьютером и в интернете способен сберечь десятки людей в окопах и минимизировать их трудности при занятии позиций противника.
Я сам свидетель истории, когда два месяца готовились агитационные листовки, адресованные военнослужащим украинской армии, а потом легли мертвым грузом в районе прифронтового гарнизона.
Дело в том, что когда их наконец напечатали, нужно было найти средства доставки – агитационные снаряды. Это и стало причиной, того почему листовки не пошли в ход. Уровень информационной активности вооруженных сил Новороссии нисколько не компенсирует «позиционное стояние» на фронте. Приходится констатировать, что последовательной медийной работой занимался исключительно убитый командир бригады «Призрак» Алексей Мозговой. Именно он постоянно акцентировал внимание, что врагами Новороссии являются не принудительно мобилизованные в украинскую армию граждане, а чиновники и олигархи. Сейчас никто из деятелей Новороссии не заявляет, что борьба должна быть направлена прицельно против Порошенко и Ко. Хотя очевидно, что именно устранение Порошенко, Яценюка и им подобных, как ничто другое, ускорило бы окончание войны.
Гражданское население попало в жесткие тиски из-за непризнанного статуса ЛНР и ДНР. Чтобы выехать в ту же Россию, нужен паспорт. Россия признает исключительно украинский паспорт. И значит, жителю, например, Луганска или Стаханова, надо ехать на территорию противника (конкретно в Северодонецк, там располагается украинская администрация Луганской области), чтобы получить формальное право для въезда в дружественную Россию. В Северодонецке человека из Стаханова или Луганска могут засунуть в подвал СБУ или принудительно мобилизовать в армию, которая обстреливает Новороссию.
Из-за непризнанного статуса предприниматели из ЛНР и ДНР не имеют юридических прав вести дела с российскими регионами. Раньше луганчане и дончане активно занимались бизнесом с приграничными российскими областями и не только. Опять же нужны формальные бумажки от порошенковской Украины.
Гражданское население поставлено в зависимость от гуманитарной помощи из России, которая теперь жестко контролируется российскими властями. В случае необходимости российские чиновники (главным образом ФСБ, это оно «держит границу») способны создавать искусственные проблемы с продуктами в тех или иных районах Новороссии или конкретных подразделениях ее вооруженных сил.
Фундаментально нынешнюю ситуацию в Новороссии, продолжающую существовать в формате кукурузно-угольных ЛНР и ДНР, могло бы решить ее официальное признание Россией. Южная Осетия признала ЛНР и ДНР. Однако Южная Осетия слишком далека и слишком незначительна для серьезных экономических и дипломатических взаимоотношений. А Россия – в самый раз. Помните информационную компанию «Россия, введи войска!»? Нужно то же самое, заменив два слова, – «Россия, признай Новороссию!» Тогда бы пригодились и паспорта независимых ЛНР и ДНР, гражданские перестали бы зависеть от гуманитарных подачек, контролируемых хитроватыми эфэсбэшниками в спортивных костюмах, Захарченко и Плотницкий сами бы потели на мирных переговорах, придумывая обтекаемые дипломатические формулировки. Только это в случае, если кремлевские вершители поймут, что санкции для них никогда не отменят, Гаагский трибунал для них все равно неизбежен в туманном будущем, если они продолжат подыгрывать Западу, а рейтинг Путина поднять еще можно – пусть подпишет один указик о признании независимости ЛНР и ДНР. Под такое дело российские граждане простили бы даже освобождение мошенницы Васильевой.
Признание независимости Новороссии – реальный компромисс между либерально-олигархическим режимом Путина, сторонниками восставшего Донбасса и иными внутрироссийскими силами, между народом России и ее элитой. Это патриотично, это объединяющий и мобилизующий ход. На международном уровне опять же поднимет авторитет Путина среди сторонников России. А Порошенко? Сегодня он есть, а завтра, как знать… Велика вероятность, что его партия не добьется уверенных успехов на предстоящих этой осенью на Украине выборах.