«Убили, значит, Немцова-то нашего. Застрелили прямо у Кремля», – так пишут либералы. «Трагедия, трагедия», – наигранно запричитают охранители. «Так этой либеральной мрази и надо», — скажет русский обыватель, особенно тот, кто застал девяностые в Нижегородской области. И в этих фразах видно все наше общество. Социальные сети моментально заполнились доморощенными политологами, плакальщиками и хулителями. Мировая общественность в шоке. И за всем этим проглядывается бесконечный политический цинизм и лицемерие.
Автор этих строк не следователь и даже не особа, приближенная к телу. Но суть не в близости и знании этого политика, а в том, какие общественные настроения вызывают высказывания о его смерти. Почти все версии, которые звучат сейчас, помещаются в следующий ряд:
- говорят, что Путин виноват: а) лично приказал убить, б) навел истерию в обществе, что развязало руки особо буйным;
- говорят, что это провокация: а) западная, б) российская: б.1 – власти, б.2 — оппозиции, в) украинская;
- его убили по «личным» мотивам: а) женщины, б) деньги;
- исламский след.
В любом случае, убийство сразу политизировали. Да и разброс мнений, таким образом, был довольно предсказуем. Ничего нового, кроме разве что исламского следа. Почему появились именно такие версии? Наше общество расколото, и это не секрет. Возможно, стоит даже поставить вопрос, а есть ли в России общество? Что нас объединяет, кроме территории, очерченной государственной границей? Хотя и это разделяет нас на тех, кто хочет ее расширения, и тех, кто хочет сохранить территорию «как есть», а то и уменьшить.
Пока либералы льют слезы о закручивании гаек, смерти политической свободы и ценности жизни, охранители и простые граждане напомнят о том, как либералы аплодировали убийствам на Донбассе.
А в конце концов через два-три месяца всем уже будет «плевать на Бориску». Не тот масштаб личности, хотя из него и будут делать героя.
В течение одной недели, как охранители, так и либералы вывели своих сторонников на улицы. Сорок тысяч на Антимайдане против пятидесяти тысяч на Марше памяти. Оба события качественно равнозначны. У них одинаковый политический смысл. Стороны продемонстрировали силы и лозунги. «Пора гнать пятую колонну» против «Свободу Савченко», «Надежда России умирает в тюрьме», «Слава Украине». И все в очередной раз обвинили друг друга в продажности, идиотизме, предательстве.
Так и работает логика исключения. Стороны отказывают друг другу в праве на самостоятельные суждения.
Если либералы видят в охранителях манипулируемое быдло, к тому же непременно проплаченное, то охранители видят в либералах госдеповских марионеток. И тоже, конечно, проплаченных. Эта логика проявляется везде. Группы людей злы друг на друга, они не пытаются слушать. В эфире, в газетах, на улицах, в твиттере, фейсбуке и вконтакте царит ненависть. Почти в любой группе в ВК и ФБ обсуждение кончается очередным переругиванием и проклятьями. К тому же все проникнуто манихейством. Или ты с нами скорбишь, или считай себя убивцем, душегубом. Или наоборот, в зависимости от политической принадлежности говорящего.
В итоге мы получаем жутко политизированные шествия при отсутствии действительного желания вдаваться в ежедневные экономические проблемы людей, при невнимании к жизни регионов и какой-то конкретной программы изменений. Иными словами, политической жизни как таковой как раз и нет.
Общество наше не смогло договориться о том, «куда жить», как жить, на кого равняться. И не пытается. В России создался не просто индивидуализированный социум, но общество, относящееся с отвращением к самому себе. Так оно жить не может. Потому что непонятно как реализовывать крупные социальные проекты, как бороться с кризисом, как спасти наши разваливающиеся города. Возможно, все это когда-нибудь приведет к социальному взрыву. И все взорвется так, что всем мало не покажется.