Наступившая в конце прошлого года острая фаза экономического кризиса не могла не сказаться на рынке жилищного строительства. Отрасль, в течение полутора десятков лет считавшаяся одним из главных катализаторов роста российской экономики, оказалась перед вполне реальной угрозой резкого падения объемов ввода нового жилья, остановки уже идущих проектов, закрытия производств и сокращения штатов. Разумеется, проблемы строительных магнатов, как это обычно бывает в странах периферийного капитализма, к числу которых относится и современная РФ, ударили в первую очередь не по их карманам, а по интересам граждан — дольщиков, пайщиков жилищно-строительных кооперативов, получателей ипотечных кредитов. Последние пострадали особенно сильно.
В годы пресловутой «путинской стабильности», вызванной высокими ценами на нефть и усиленной распродажей за рубеж энергоресурсов, леса, зерна, рынок ипотечного кредитования, строительства жилья рос, как на дрожжах.
По данным созданного правительством РФ Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), в истекшем году в нашей стране было выдано ипотечных кредитов на сумму в 1,7 трлн рублей, что превысило показатели двух «спокойных» докризисных лет.
В 2013 году сумма ипотечных кредитов составила 1,35 трлн рублей, в 2012 — 1,032 трлн рублей. Заметен был рост в крупных городах, где и денег на руках у населения в докризисный период было существенно больше, нежели в глубинке, да и жилищная проблема стояла куда острее. Так, в северной столице Северо-Западный банк Сбербанка России в прошлом году раздал жилищных кредитов в 2,3 раза больше, нежели в 2013, а общий итог ушедшего года для аналогичных программ петербургского филиала ВТБ24 показал прирост на 43%, по сравнению с результатами 2013 года, для банка «Санкт-Петербург» — почти на 20%.
При этом примерно половина кредитов осваивалась на первичном рынке жилья, то есть финансировала новое строительство. Все это, основанное на высоких ценах на отечественный сырьевой экспорт и «стабильном» курсе рубля, «благоденствие» растворилось в одночасье, как дым при первом порыве ветра, когда рубль 16 декабря 2014 года рухнул, а либерально-рыночное руководство Центрального Банка РФ (ЦБР) подняло ключевую ставку до 17%. После этого аналитики АИЖК спрогнозировали сокращение жилищного кредитования в восемь с половиной раз и, похоже, не ошиблись. Коммерческие банки сразу же приостановили рассмотрение новых заявок на ипотечные кредиты, а в самом скверном положении оказались держатели договоров ипотечного кредитования в иностранной валюте. Сразу же после завершения «новогодних каникул» по всей стране стартовали акции протеста валютных заемщиков, принявшие наиболее массовый характер в Москве и Петербурге. Требования граждан обращены к правительству и законодателям и вполне логичны: перевести ипотечные кредиты, которые взяты несколько лет назад, в рубли по курсу соответствующей валюты на 1 января 2014 года по ставке не более 13 % годовых.
Даже самые первые, внешне абсолютно политически не окрашенные выступления держателей валютной ипотеки власть напугали.
Начали проседать и строительные концерны. Банки подняли ставки по ипотечным кредитам, сумма первоначального взноса выросла до 20%. Да и то удержать стоимость кредитов на уровне, близком к ключевой ставке ЦБР, смогли только два ведущих коммерческих банка с государственным участием. Но даже в этой ситуации через пять-шесть лет заемщику понадобится возвращать двойную сумму. Многие же коммерческие банки стали требовать первоначальный взнос в размере 50%. В условиях экономического кризиса, роста безработицы и задержек с выплатами зарплат, цифра для большинства наемных работников явно неподъемная. Под 20% и более ипотеку никто брать не станет. Коммерческие банки сейчас либо отказываются от услуг по ипотечному кредитованию, либо сохраняют их формально, но на деле приостанавливают их оказание до наступления «лучших времен». Рынок отреагировал сразу же: согласно подсчетам специалистов агентства недвижимости «Итака – Санкт-Петербург», доля сделок с привлечением ипотеки на первичном рынке жилья в январе 2015 года упала до 17%, тогда как в 2014 году этот показатель в среднем составлял 32%. По данным ЦБР, по итогам 2014 года общая задолженность по ипотеке на территории РФ выросла на 33%, до уровня в 3,5 трлн. рублей. Начались открытые публичные обсуждения дальнейших перспектив отрасли: снижение продаж нового жилья чуть ли не вдвое, приостановление уже начатых проектов, эпидемия банкротств и массовые увольнения.
Оказавшиеся в сложной ситуации строительные магнаты забили тревогу.
Не то чтобы их сильно заботили интересы граждан, скорее, речь идет о сохранении бизнеса, производственных мощностей, не только строительных, но и связанных с ними производств — стройматериалов, добычи нерудных материалов, комплектующих, и как следствие — прибылей. Застройщики потребовали от правительства РФ выделения дотаций крупным коммерческим банкам за счет бюджета ради того, чтобы удержать ставку ипотеки в докризисных границах. Главный единоросс и по совместительству федеральный премьер Дмитрий Медведев пошел им навстречу. 2 февраля 2015 года он провел совещание, где вместе с подчиненными обсуждал меры поддержки граждан, не способных в нынешних условиях обслуживать кредит и своевременно погашать задолженность по ипотеке из-за потери работы или недавнего обвала курса рубля. «На поддержку ипотеки» планируется выделить 20 миллиардов рублей. Предполагается, что эти средства помогут коммерческим банкам временно приостановить платежи потерявшим работу заемщикам и решить проблемы порядка 20 тысяч наших соотечественников, взявших ипотечные кредиты в иностранной валюте. Как выяснилось, механизм оказания подобной помощи отсутствует, и гражданин премьер дал поручения АИЖК, министерствам строительства и финансов представить свои соображения на сей счет.
Уже сейчас понятно, что речь пойдет о государственной финансовой поддержке объектов нового строительства, вторичный рынок жилья от гражданина Медведева и его подчиненных помощи не дождется. По информации, уже попавшей в печать, предполагается, что стоимость ипотечного кредита в рамках реализации медведевских предложений составит 18,5% — ключевая ставка ЦБР плюс 3,5% сверх нее. При этом 13% лягут на плечи самого заемщика, оставшиеся 5,5% доплатит федеральный бюджет. Показательно, что сами по себе условия выделения субсидий пока что в очень малой степени конкретизированы. Какие параметры будут заданы, не знает никто. Пойдет ли речь о метраже, классности жилья («эконом-класс», покупка единственного жилья для не имеющих иного в собственности) либо о стоимости квадратного метра, сейчас абсолютно неясно даже самим правительственным чиновникам. Как будет определяться стоимость этого самого квадратного метра, необходимого для соответствия критериям государственной поддержки, опять же никому не известно. И есть серьезные опасения, что вся высокопарная говорильня превратится в итоге во вполне адресную помощь вполне конкретным коммерческим банкам, работающим по данной теме в связке со вполне конкретными строительными воротилами.
К тому же из опыта «антикризисных мер» шестилетней давности известно, как хорошо российские капиталисты научились превращать средства для поддержания рублевой ликвидности, выделяемые им в качестве мер государственной поддержки, в иностранную валюту с последующим вывозом капитала за рубеж.
Но даже если все получится так, как предполагает правительство Медведева, то в итоге коммерческие банки смогут выдать дополнительно порядка 200 тысяч ипотечных кредитов на сумму примерно в 400 млрд. рублей. В прошлом году таких кредитов было выдано 920 тысяч на сумму в 1,7 трлн. рублей. Падения отрасли в любом случае не избежать, вопрос лишь в том, сбудется ли упомянутый выше прогноз экспертов АИЖК, либо крах примет меньшие масштабы. Учитывая то, что отечественные аппаратчики долго сочиняют и еще дольше согласовывают между различными ведомствами всякого рода спасительные «антикризисные» инициативы, можно предположить, учитывая разгон инфляции, что к моменту реального выделения 20 бюджетных миллиардов их покупательная способность относительно стоимости квадратного метра жилья существенно снизится. Но гражданина Медведева эти опасения, судя по всему, не шибко заботят. Рука помощи строительным магнатам протянута — и это для буржуазной власти главное.