17 сентября стало известно, что прокуратура Краснодара приняла к рассмотрению жалобу от активистов организации «Православный союз» с требованием отменить запланированный в городе концерт американской death-metal группы Cannibal Corpse. Активисты считают, что тексты группы, пропитанные ненавистью к церкви и содержащие описание нелицеприятных сцен (к примеру, некрофилии), подпадают под действие ст. 282 УК РФ. Посему «Православный союз» обратился заодно и в следственный отдел СКР по городу, в Генпрокуратуру и в Следственный комитет РФ, требуя признать творчество группы экстремистским. И если судить по сообщениям пресс-служб указанных выше органов, то все необходимые проверки в отношении музыкантов уже ведутся.
Не имея огромного желания вставать грудью за группу Cannibal Coprse, автор этих строк, однако, должен констатировать и тот факт, что деятельность православных активистов, направленная на запрет выступлений «тяжелых» групп на территории России, уже стала систематической. За один лишь 2014 год нападкам подверглись такие исполнители, как Slayer, Behemoth и, конечно же, Marilyn Manson. Судя по всему, останавливаться на достигнутом «Православный союз» не собирается. Все это прекрасно вписывается в общую стратегию культурной экспансии со стороны РПЦ. Благо, государство данному проекту активно способствует, да и социально-экономические предпосылки созданы самые подходящие (автор имеет в виду колоссальное имущественное расслоение, несправедливость, низкий уровень жизни и систему эксплуатации, которые уже сами по себе толкают людей к принятию «религиозного обезболивающего»).
Помимо прочего, как часто бывает в пропагандистских кампаниях, устраиваемых властями или церковью, здесь в рассуждениях явно путаются причины и следствия. Религиозные активисты не только в России, но и в других странах мира, аргументируют свои позиции по отношению к «богохульным» группам тем, что эти коллективы сеют в обществе жестокость, развращают молодежь и подталкивают ее к насильственным действиям. Помнится, что СМИ обвиняли музыкантов вроде Мэрлина Мэнсона, к примеру, в перестрелках в школах Америки. Однако проще осудить конкретное лицо за «развращение молодежи» и «подрыве основ культуры», нежели провести хотя бы поверхностный анализ и увидеть ситуацию с иной стороны.
Группы вроде Cannibal Corpse демонстрируют нам проявление в культуре весьма сложного феномена человеческой деструктивности, единого взгляда на который не существует. К примеру, Сабина Шпильрейн 1 и поздний Зигмунд Фрейд 2 видели в этой деструктивности проявление естественной сущности человека и свойственной ему тяги к смерти. Герберт Маркузе 3 и Эрих Фромм 4, не отрицая наличия Танатоса («инстинкта смерти») в подсознании каждого человека, связывали причину гиперболизированного развития деструктивности в обществе с формированием цивилизации и последующим возникновением эксплуатации и отчуждения. Фромм, к примеру, выделил даже два основных типа агрессии — естественный и злокачественный, развитию которого наиболее активно способствует современная система общественных отношений. Так или иначе, практически все ученые и мыслители, изучавшие феномен деструктивности, связывали развитие агрессии в обществе с социально-экономическими факторами 5. Даже Фрейд, скептически относившийся к идее устранения человеческой деструктивности, отмечал возможность ее минимизации и перенаправления при создании для индивида необходимых внешних условий.
Разумеется, мы не касаемся здесь случаев подростковой агрессии, которая провоцируется гормональной перестройкой и в известной степени является закономерной. Хотя даже в данном случае имеются хорошо изученные способы канализации, перенаправления этого импульса.
Иными словами, существование деструктивных тенденций в обществе и, в частности, в культуре всегда тесно связано с развитием материально-технической базы, а также экономических и социальных связей. Здесь срабатывает известная формула Маркса: «Бытие определяет сознание». Как известно, обратная связь бытия и сознания тоже встречается нередко — но в таких случаях имеет место быть скорее эффект рикошета. И не горстка музыкантов повышает уровень агрессии в стране или мире, но система социально-экономических отношений порождает благодатные условия для развития культа насилия и деструктивных элементов в культуре.
Я склонен полагать, что и саму деструктивность необходимо оценивать диалектически. Да, она крайне опасна для человечества и напрямую угрожает самому существованию цивилизации. Но ведь невозможно представить себе коренного революционного изменения существующей капиталистической системы сугубо мирными методами. Поэтому энергия агрессии, направленная в нужное русло, сможет поспособствовать демонтажу мира старого — построенного на эксплуатации, отчуждении и оболванивании человека. И если следовать этой логике, то деструктивность может помочь открыть новую страницу в мировой истории.
Таким образом, мы видим, с одной стороны, имиджевый ход «Православного союза», призванный продемонстрировать «кто в доме хозяин», властитель умов и сердец, главный идеолог. С другой, искренне жаль тех рядовых активистов и их сторонников, которые на полном серьезе считают, что подобными методами можно «улучшить нравы». Ведь очевидно, что они здесь воюют с ветряными мельницами.
Более того, можно разочаровать этих людей и с уверенностью констатировать факт: своими действиями они только способствуют популяризации столь неугодных им групп. Вот и автору этой статьи до недавно произошедших скандалов было известно о группах Slayer и Cannibal Corpse лишь понаслышке — теперь оказался вынужден ознакомиться с их творчеством.
- Шпильрейн С. Деструкция как причина становления. Логос. № 5, 1994 ↩
- Фрейд З. Неизбежна ли война? Письмо Альберту Эйнштейну // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992, с. 325—337. ↩
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М., 2003. ↩
- Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности. М., 2006. ↩
- Богдан С.С. Человеческая деструктивность как социокультурный феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 124 / 2010. сс. 310 — 320. ↩