На прошлой неделе Россия ввела ответные санкции против ЕС, США, Австралии и Канады. Эти санкции касаются, в первую очередь, доступа сельхозпроизводителям из названных стран на российский рынок. Эксперты в Европе опасаются, что санкции приведут к новому ветку противостояния, вызвав закручивание спирали санкций. В России же вот уже вторую неделю обсуждают последствия санкций для экономики, а также их влияние на разные категории потребителей.
Все эксперты в один голос отмечают, что санкции ударят главным образом по привилегированным слоям населения, закрыв им доступ к таким продуктам, как французский и итальянский сыр, морепродуктам из Норвегии и другим деликатесам из Европы. Но помимо жан-жаковской публики, пострадают и менее имущие слои. Так, запрет на ввоз яблок из Польши ударит по низам крупных городов, так как эти яблоки отличались не только относительной натуральностью в сравнении с другими сортами яблок, но и по цене были доступны малоимущим слоям населения. Другой запрет, который касается поставок красной рыбы из Норвегии, уже вызвал рост цен на лосося на российском рынке, а этот продукт давно уже стал относиться к товару, который массово потребляет средний класс крупных городов.
Для главного торгового партнера России в ЕС Германии санкции будут ощутимыми, но в целом не повлияют на экономический рост этой страны. Представитель торгово-промышленной палаты Германии Тобиас Бауман указывает, на нашу страну приходилось 7% германского сельскохозяйственного экспорта, что приблизительно соответствует 2 миллиардам евро. Однако эта цифра, немаленькая сама по себе, существенно не повлияет на экспорт Германии, так как основой экспорта в Россию для этой страны являются технологии и продукты машиностроения. Пострадают от российских санкций в наибольшей степени страны Восточной Европы и Прибалтики.
Заявления некоторых экспертов, что крупным торговым сетям потребуется несколько недель на перестройку логистики, чтобы заменить поставщиков из санкционных стран, являются очень оптимистичными. В действительности перестройка логистики будет происходить дольше, а издержки лягут на простого потребителя, который будет покупать тот же европейский товар, только под вывеской Эквадора, Турции или даже Китая, но только по более высокой цене. Логистика крупных поставщиков из европейских стран сработает быстро и эффективно, создав множество предприятий в незатронутых торговой войной странах.
Потери европейских поставщиков, которые уже оцениваются в 12 миллиардов евро, в итоге будут компенсированы российским потребителем.
В кругах российской общественности, с введением санкций, появилась надежда, что наконец-то у российских производителей появится возможность занять национальный рынок. Российские производители отныне получают конкурентные преимущества. Однако этими преимуществами еще необходимо воспользоваться. В России также хорошо растут яблоки, морковь, картофель и капуста, но, к примеру, чтобы наладить массовое производство яблок потребуется несколько лет, ведь эти сады еще нужно вырастить. Те, что уже есть в южных регионах России, используются под производство соков. Есть и другой вопрос, связанный с хранением и транспортировкой продукции, для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Но главным для возрождения российского сельского хозяйства являются технологии, инновации, которых просто напросто нет в России, а без них наладить эффективное, с точки зрения экономических издержек, производство невозможно. Доступ же к передовым технологиям в этой области для России будет закрыт.
Российское правительство уже не раз анонсировало различные инновационные проекты, особенно много их было в президентство Дмитрия Медведева, но вот реальных результатов всех этих инноваций по-прежнему нет. Нет ни планшета от Чубайса, ни йотафона, которые представлялись российской публике как прорывные проекты отечественной научной мысли. Провал с запуском этих проектов в серию связан не столько с тем, что они морально устарели, йотафон получил несколько престижных международных наград, а с тем, что издержки при их производстве делали эти продукты не конкурентоспособными на рынке.
Реанимация сельского хозяйства вливанием бюджетных средств в село, дело, безусловно, хорошее, но экономически нерациональное. Государство уже выделило около 1 миллиард евро на поддержку сельского хозяйства. Непрозрачность государственных тендеров на постройку объектов инфраструктуры, коррупция в предоставлении государственных субсидий фермерам сведут на нет все позитивные начинания власти. Сельское хозяйство — это не Олимпиада, здесь результативность оценивается не по количеству выпущенных фейерверков, а по количеству экономических издержек затраченных в производстве, по качеству произведенной продукции. Добиться же последнего, имея те государственные институты, которые есть — невозможно.
Однако есть и примеры удачной кооперации государства и сельхозпроизводителей. В Липецкой области несколько лет назад производители продуктов питания добились через областную администрацию того, что администрация предоставляла списки из местных производителей-поставщиков крупным торговым сетям, после чего все торговые сети стали продавать множество местных товаров. Конечно, эти договоренности вполне могли нести и административный нажим, и коррупционную составляющую (ведь многие местные производители тесно связны с местной бюрократией), но главное, что в итоге был очевидный позитивный экономический эффект от этих мер: создавались новые рабочие места, происходил экономический рост.
Помогает местному сельхозпроизводителю и доступ на рынок, который во многих городах остается конкурентом торговым сетям, цены на нем часто ниже, чем в торговых сетях.
Введенные российским правительством санкции не станут локомотивом сельского хозяйства, для этого необходимо изменения работы государственным институтов, а это задача совсем другого порядка. Ударят санкции в немалой степени и по рядовому российскому обывателю, который уже привык потреблять относительно доступный и качественный европейский товар.