Ещё десяток лет назад репетиторство было чем-то экстраординарным. Платные уроки, разумеется, всё же имели место быть: некоторые ученики брали их эпизодически, дабы подтянуть знания по отдельным предметам, лишь редкие единицы ходили на подобного рода индивидуальные занятия регулярно. Последнее воспринималось скорее как некое излишество, баловство.
Но как же всё переменилось за последнее десятилетие! Около года назад публиковались данные о том, что каждый пятый ученик готовится к ЕГЭ с репетитором. Хочется заметить, что эти сведения, во-первых, не могут быть точными, ибо сам факт оказания таких образовательных услуг зачастую не фиксируется документально, а посему статистика многого не учитывает. Во-вторых, если подобная цифра хотя бы издали напоминает правду, то за прошедшее время количество детей, берущих платные уроки, ещё возросло, как возрастает оно из года в год. Каково оно сейчас? Нельзя ответить наверняка, но это возможно ощутить со всей отчётливостью и очевидностью, работая в школе.
Общение с коллегами, а также некоторый личный опыт позволяют выявить вполне закономерные тенденции. Уроки у репетиторов на постоянной основе стали нормой теперь уже у довольно значительного процента учащихся — причём, порой по целому комплексу предметов. И случаи здесь бывают самые разные. Кому-то необходимо частично «подтянуть» знания, восполнить некоторые пробелы в них. Кто-то абсолютно не мотивирован на получение той или иной учебной информации, но родители уверены, что уж репетитор-то, вне всякого сомнения, вобьёт драгоценному отпрыску необходимый минимум материалов в голову. Бывают и вовсе странные, на первый взгляд, ситуации, когда родители ребёнка с высоким уровнем подготовки всё равно настаивают на регулярном посещении им платных занятий. Различные вариации такого рода случаев можно перечислять довольно долго.
Среди причин подобных изменений в подходе к подготовке учащихся вполне справедливо называют введение системы ГИА/ЕГЭ. Новые стандарты, незнакомые многим школьникам, а также необходимость овладения набором своеобразных методик написания аттестационных работ,естественным образом вызывают ряд затруднений у учащихся. Сама система ЕГЭ и ГИА почти регулярно претерпевает изменения, что вынуждает регулярно переучиваться и учителей, и школьников. Здесь же можно сослаться и на сокращение часов, отведённых для изучения некоторых гуманитарных предметов (к примеру — истории) в школе, что само по себе заставляет немалое количество материалов проходить самостоятельно.
И всё же это не объясняет в полной мере повальной моды на репетиторство. Даже в интернете есть огромное количество ресурсов и доступных пособий, которые способны снять практически все вопросы по предметам. То есть нет ничего не только невозможного, но даже и сложного в подготовке к ЕГЭ в одиночку нет — тем более, что наиболее проблемные моменты обычно разбираются на школьных занятиях.
Более того, как объяснить тогда высокую и продолжающую возрастать роль репетиторов в Европе и, в частности, в Греции, чье название, казалось бы, уже стало синонимом слова «кризис»? Никто не вводил нормы ЕГЭ в этих государствах, а посему мы имеем дело с некоей глобальной тенденцией, которая в России развивается лишь в наиболее благоприятных условиях.
Уже несколько раз автору приходилось писать о специфике мировосприятия человека в развитом капиталистическом обществе или, если угодно, «обществе потребления». Экономико-социальный базис формирует такое отношение к окружающей действительности, при котором даже человеческая жизнь приобретает многие черты сходства с вещью, товаром или капиталом. Удивительно ли, в данном случае, то, что и отношение к знанию меняется соответствующим же образом?
Знание, если исходить из восприятия его современным человеком, само превращается в товар. Главным признаком товара, как всем прекрасно известно, является его возможность продаваться. Причём знания оказались в том разряде вещей и явлений, который может продаваться и потребляться не только в переносном, но и в прямом смысле. «У тебя нет знаний, но имеется немного денег? Нет никаких проблем — ты можешь их приобрести!» — примерно таков завуалированный слоган нынешнего рынка результатов познавательной деятельности человечества.
При этом товар вы можете выбрать любой: совсем дешёвый и, в то же время, не слишком качественный; бюджетный вариант с приемлемым балансом цены и качества; наконец — наиболее дорогой и обладающий гарантией верной и долгой службы. Вероятно, советским гражданам, прочитай они эти строки полвека назад, показались бы донельзя странными такие описания знания. Но изменившийся радикальнейшим образом базис общества изменил, в свою очередь, и надстройку как систему идеологии, морали, мировоззрения, права, религии и т.д.
Фрейдомарксисты уже всеми возможными способами описали многие стороны этой изменённой надстройки, указав, какой деструктивный импульс несёт нынешняя система социально-экономических отношений. Не является здесь исключением и сфера знаний. Восприятие знания как товара несёт целый ряд проблем для нашего общества. Нерациональное расходование денег (а репетитор может брать от 200 до нескольких тысяч рублей за час) здесь является лишь сравнительно небольшой бедой. Куда хуже то, что происходит плавное падение авторитета системы школьного образования, которая становится лишь фоновой, вспомогательной. Это, в свою очередь, может иметь далеко идущие негативные последствия: пример «нерентабельной» и «нерациональной» системы государственной медицины, оставленной ныне спокойно умирать на обочине, открывает перед нами возможное будущее государственного образования.
Вдобавок к этому, возникает явное неравенство в возможностях между теми, у кого имеются деньги на хороших репетиторов, и теми, у кого таких финансовых возможностей нет. Данная тенденция способствует лишь усилению той социальной дифференциации, которая и без того достигла в России точки, близкой к критической.
На протестных акциях, посвящённых больной теме образования, часто виден лозунг: «Знание — не товар!» Лозунг этот, вне всякого сомнения, имеет прогрессивный посыл. Но необходимо помнить и о том, что знание сделалось товаром отнюдь не только по воле высокопоставленных чиновников. Те лишь с радостью закрепляют законодательно уже существующие тенденции. Настоящая же борьба за освобождение знания от товарной оболочки это, в первую очередь, борьба с существующими экономическими и социальными основами системы.