«Мудрая книга» Википедия говорит, что постепенное заселение ранее непрестижных районов представителями верхней прослойки среднего класса, сопровождающееся подорожанием жилья, повышением стоимости жизни для менее обеспеченных горожан с их последующим выселением в менее престижные районы, называется джентрификацией. Это наглядный пример того, как изменившиеся общественные отношения меняют природу самого города. Любой клочок земли, расположенный в его центральной части, моментально застраивается, любое общественное пространство коммерциализируется.
До недавнего времени в Ярославле джентрификация проводилась в основном за счет банальной уплотнительной застройки. Однако начиная с прошлого года этот процесс вышел на новый уровень. Одной из первых его жертв стал Ярославский завод топливной аппаратуры (ЯЗТА). Это предприятие возникло в далеком 1929 году на базе спичечной фабрики купца Дунаева. В первые годы своего существования оно выпускало швейные машинки и оборонную продукцию. После войны на заводе делали картофелекопалки и окучники, а уже в 60-е годы предприятие переориентировали на выпуск топливной аппаратуры для советских автомобильных дизельных двигателей. За свои трудовые достижения завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, изображение которого было нанесено на административное здание.
В 1993 году ЯЗТА превратился в акционерное общество, а к 2006 году стал частью дивизиона «Силовые агрегаты» «Группы ГАЗ». На этом трудовые подвиги предприятия закончились, начался период упадка. Здание заводской администрации оккупировали офисы и рестораны; бетонный забор, окружающий заводскую территорию, облюбовали мастера граффити, а постепенно ветшавшие заводские корпуса стали немым напоминанием о былом промышленном величии.
В конце концов, собственником территории ЯЗТА стал холдинг Олега Дерипаски. Новый владелец недолго думал, как ему поступить с заводом топливной аппаратуры, чьи корпуса располагались в центральной части города. Если читатель подумал, что олигарх, вдохновленный витающими в обществе идеями необходимости «новой индустриализации», решил возродить производство, он будет горько разочарован.
К заводским цехам подогнали экскаваторы, которые в считанные недели зачистили территорию предприятия от заводских корпусов. Сделано это было в такой спешке, что даже экспонаты заводского музея, в том числе и гранитная плита с именами 25 рабочих завода, погибших в годы Великой Отечественной войны, могли отправиться на свалку в общей куче строительного мусора. Спасибо местным краеведам, сумевшим спасти этот памятник от жадных девелоперов.
На месте ЯЗТА новый владелец собирается возвести целый район элитного жилья. А для этого можно пожертвовать не одним десятком памятников и музеев. Само по себе строительство элитного жилья резко повысит планку жизненного уровня в этом районе города. Поблизости от дорогого жилья появятся престижные рестораны и магазины. Застройщик, конечно, сэкономит на парковочных местах для автомобилей будущих жильцов, и они со временем украсят все близлежащие обочины и газоны. Солидный микрорайон — для солидных господ.
Шаг за шагом Ярославль из промышленного центра превращается в город офисов, торговых центров и престижных кварталов. Город меняется в интересах нуворишей, отказываясь от производства в пользу «постиндустриальной» сферы услуг. Но когда все заняты оказанием услуг друг другу, кто будет занят производством? Впрочем, будущих владельцев элитных квартир мало будет волновать вопрос о том, на чьих костях построен их комфорт.