Милость или «спасение для экономики»? Что подразумевает правительство под заморозкой тарифов? Оно запустило слух о возможной их консервации на год, породив самые разные оценки последствий этого «смелого шага».
Заморозка правительством тарифов естественных монополий выгодна населению. Она даст ему немного передохнуть после их роста. Тарифы немало поднялись с 2012 года, когда правительство возглавил Дмитрий Медведев. Он повел кабинет министров в решительное наступление на народные кошельки, уверенный в приходе инвестиций в экономику и неизменности ее роста.
Однако отчего-то именно это — открыто либеральное — правительство предложило в сентябре 2013 года тарифы заморозить. Все это странно и непоследовательно. Ведь еще недавно Медведев предложил ограничить аппетиты населения энергопайками, увеличив в результате платежи за электричество.
Заморозка тарифов не избавит россиян от последствий их стремительного роста. Местным производителям — сельским и промышленным — она, вроде бы, выгодна. Они смогут не увеличивать производственные затраты. Однако в условиях открытости страны для ввоза иностранных товаров (действии норм ВТО) эта мера не спасет экономику. Она не повысит конкурентоспособность отечественных производств до необходимого уровня. Если министры видят в заморозке тарифов способ компенсировать спад в экономике, то они не достигнут цели: он продолжится даже без роста тарифов. Их повышение уже сделало свое дело, наряду с другими либеральными мерами верхов.
Поскольку модель российской экономики остается прежней, то заморозка тарифов может иметь даже неприятные последствия для господствующих бизнес-кругов. В условиях ослабления рубля, нестабильных и недостаточных для консервативной экономики страны мировых цен на углеводороды и металлы, снижение тарифов может ослабить часть экспортеров. Может снизиться перераспределение средств от ключевых монополий к предприятиям других отраслей. Этот процесс будет идти и без того, уже в силу ухудшения внешней конъюнктуры.
Неожиданная заморозка тарифов на железнодорожные перевозки свяжет и без того скромные инвестиционные проекты РЖД. Ими пожертвуют, доходами высших менеджеров и акционеров — нет. Решившись на такую меру, правительству стоило бы лучше учесть интересы господствующего класса в условиях развивающегося кризиса. Ко всему, заморозка тарифов не согласуется с анонсированной недавно политикой «жесткой экономии». Саммит G20 в Санкт-Петербурге прописал ее всем странам, стараясь не учитывать печальный опыт Евросоюза. С иной точкой зрения выступили международные эксперты на Контрсаммите, организованном инициативой «Постглобализация». Они уверенны, что от таких мер нужно отказаться, а рост экономики строить на «отключении от США» и неолиберализма.
Вполне возможно, что заморозку тарифов бизнесу придется компенсировать крупными государственными вливаниями в транспортную сферу. Та нуждается не в разовой заморозке тарифов, а в удешевлении перевозок по всей стране. Этого нельзя достичь без крупных затрат и реально работающей транспортной стратегии.
В итоге заморозка тарифов выглядит стихийной мерой, последствия которой совсем не продуманы. Нет и плана генерации роста экономики в 2014 году. Совершенно нелепой остается привязка в России цены кредита к уровню инфляции. Власти хотят снижать ее через консервацию тарифов, чтобы разрешить себе кредитовать экономику под меньший процент.
Решение правительства заморозить тарифы на год связано с ростом проблем в российской экономике. Спад отмечается уже полгода, что нужно рассматривать как результат работы чиновников. Рост можно было еще поддержать зимой, через удешевление кредита. Но правительство от этого отказалось. Теперь оно, видимо, рассчитывает компенсировать свои неудачные решения за счет заморозки тарифов. Причем соединять ее будут с увольнениями сотрудников бюджетных учреждений!
Серьезного эффекта при сохранении прежней направленности решений в экономике заморозка тарифов иметь не будет. Она не тянет даже на полумеру, и не может рассматриваться как признак коррекции курса — он остается прежним, ультрарыночным. Разрушения РАН, например, никто не отменял. В силе остается реформа образования и здравоохранения. В силе факт членства России в ВТО и многое иное. В силе — развитие кризиса.
Конечно, министры могут считать возможную заморозку тарифов мерой чисто политической, уступкой населению. Сомнительно, что оно высоко оценит этот подарок. Экономике он тоже особенной пользы не принесет. Для ее оздоровления нужно понижать тарифы. Еще больше нужна комплексная программа поощрения спроса и защиты рынка. Другой должна стать денежная политика государства. Кредит нужно удешевлять без привязки к тарифам. Их разовая заморозка ничего в сущности не изменит. Интересно, что она может привести и к росту госрасходов при анонсированной «жесткой экономии» бюджетных средств. Деньги могут внезапно потребоваться естественным монополиям для поддержания финансового равновесия. Корпорации не готовы к потерям выручки как вовне, так и внутри страны. Поэтому предложение кабинета уже критикуют.