Большинство тех, кто сейчас на Западе призывают к бойкоту сочинской Олимпиады, уверен, прекрасно понимают, что такой акт, будь он реализован, только усилит позиции самых реакционных кругов в правящей элите России. Бойкот способен лишь укрепить миф этих кругов об имманентной, «цивилизационной» враждебности Запада по отношению к нашей стране и дать новый импульс авторитарным тенденциям российской политики.
Семь-восемь лет назад, когда была выдвинута кандидатура Сочи на проведение зимних Олимпийских игр, автор этой статьи, несмотря на тогдашний свой «патриотизм», высказывался у себя в блоге против этого. При этом вспоминал реакцию жителей Берлина, которые в своё время стихийно вышли на радостные гуляния по поводу того, что их город не был избран столицей летней Олимпиады 2000 года.
Было совершенно очевидно, что для России в целом Олимпиада будет затратным мероприятием, а обогатит оно только часть элиты, непосредственно связанную с «распилами» и «откатами». Очевидно было также, что строительство олимпийских объектов будет сопровождаться уничтожением уникальных природных комплексов Западного Кавказа.
Но коль скоро нас не миновала чаша сия, и МОК выбрал Сочи столицей Игр 2014 года, оставалось только смириться с этой участью. Чем ближе подходила Олимпиада, тем всё больше на это выделялось средств и вырубалось леса. И теперь просто жалко, если бы всё это оказалось зря. Нет уж, чтобы не обидно было, чтобы не одни только воры-сановники радовались (они уже обогатились, и Олимпиада как спортивное состязание им, вообще-то, ни к чему), давайте хоть зрелищем насладимся! Давайте проведём Олимпиаду!
Не сомневаюсь, что подавляющее большинство моих сограждан истово желает, чтобы Игры 2014 года на российской земле были организованы и прошли впечатляюще. При этом им, как правило, чужды мои соображения, приведённые выше. Они и в 2006-2007 гг. хотели, чтобы Сочи стал столицей Олимпиады, были горды победой российского города на голосовании в МОК, и сейчас рассматривают это событие через призму «патриотической гордости».
Как бы то ни было, я с ними един в том желании, чтобы Олимпиада, на которую было затрачено столько ресурсов нашей страны — и финансовых, и природных — всё-таки состоялась, как намечено. И не просто состоялась, но и запомнилась интересными спортивными событиями.
Итак, вряд ли ошибусь, если скажу, что сочинская Олимпиада уже стала предметом национальной гордости большинства россиян. И любые выступления «из-за бугра» против её проведения мои соотечественники en masse готовы воспринимать как вылазки против России — против страны и её народа, а не только против правительства. И неважно, правы они или нет. Я просто констатирую факт ярко выраженного общественного настроения.
Игнорировать сей факт — или глупо, или подло. Поэтому любые призывы к бойкоту сочинской Олимпиады являются выражением (намеренным или по недомыслию) недружественных чувств по отношению именно к народу России, а не к её государственному руководству. Этому последнему бойкот, скорее, выгоден с внутриполитической точки зрения.
Конечно, возникает вопрос: почему некоторые общественные деятели западных стран призывают к такой акции с легко предсказуемыми, для внутренней жизни России, негативными последствиями? Почему этим деятелям и силам, которые за ними стоят, выгодна консервация в России авторитарного режима с традиционалистской идеологией?
За ответом, по-моему, не нужно ходить далеко. Подобный режим в России — гарантия её неконкурентоспособности в мире, системной отсталости. Западные ультралибералы, помогая укреплению реакционеров в России, способствуют тем самым успеху своих стран в глобальной конкуренции. Но не только это. Замкнувшаяся, озлобившаяся на внешний мир Россия идеально вписывается в «образ врага» для западных стран. А это, в свою очередь, питает почву для тамошних правых. Истинная задача ультралибералов — упрочить свои буржуазные режимы. Ничего конспирологического, простая логика классовой политики.
Труднее, казалось бы, понять, почему российские правители подыгрывают их стремлению видеть Россию изолированной и отсталой. Но и здесь, на мой взгляд, не нужно привлекать конспирологию, хотя имеется сильное искушение объявить наших патриотов-консерваторов подлинной «пятой колонной». Чтобы вести такой пагубный для России курс, достаточно доморощенного идиотизма, питаемого многовековым атавизмом национальной исключительности. А также — объективной невозможности для правящей верхушки РФ изменить свою социально-экономическую политику без радикального изменения характера отношений собственности. Что и вынуждает российскую элиту прибегать к последнему в её положении средству сохранения господства, мобилизуя в свою поддержку наиболее архаичные формы общественной солидарности: массовые предрассудки, фобии и т.д.
Очень важно какие мотивы бойкота Олимпиады предлагаются его инициаторами. Господствующий мотив один — введение в России законов, которые за рубежом многими считаются дискриминационными в отношении людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. А это ещё больше усиливает неприязнь большинства россиян к бойкотистам. И российские власть имущие со своей черносотенной идейной обслугой получают лишний козырь: «Видите, мы были правы в том, что Западом правят геи и лесбиянки. Мы защищаем Россию от духовной заразы и деградации». С вытекающими отсюда выводами-призывами теснее сплачиваться на платформе «традиционных ценностей нашей цивилизации» вокруг национального лидера, правящей партии и православной церкви.
Здесь необходимо коснуться такого вопроса, как происхождение и мотивы гомофобии большинства россиян, которая сделалась ныне одним из ключевых столпов охранительной идеологии властей. Не приходится спорить с тем, что новинки российского законодательства действительно имеют дискриминационный характер для сексменьшинств. И есть серьёзная опасность того, что эти меры — лишь подготовка к системному ограничению прав человека в России по всему фронту. Вслед за «голубыми», в категорию дискриминируемых групп населения могут попасть атеисты и некоторые этносы. А там до черепомерок и газен-вагенов делу дойти недолго…
Недавняя новинка законотворчества, предложенная депутатом от «ЕР» А. Журавлёвым, не может быть осуществлена без тотального контроля за интимной жизнью каждого гражданина. И если сегодня кто-то думает, что дискриминационные меры государства ограничатся только теми, кто практикует «содомский грех», то завтра он сам может оказаться в категории, ограниченной в правах по какому-то другому признаку. Впрочем, все эти правовые аспекты дискриминационного законодательства я изложил в статье на правозащитном сайте, и здесь не стану их повторять.
Но сложность ситуации заключается в том, что сейчас большинство россиян готово поддержать дискриминационные меры в отношении «голубых». И если кто-то за рубежом считает, что массовая гомофобия — болезнь, от которой россиян нужно «лечить», сильно сомневаюсь, чтобы россияне захотели принять такое «лечение» от заморских политических эскулапов. Любая попытка навязать его, особенно в форме покушения на какие-то национальные символы (а сочинская Олимпиада, без сомнения, уже стала одним из таковых), приведёт лишь к обратному эффекту — усилению традиционалистского крена в общественном сознании и, в частности, росту той же самой гомофобии. К укоренившейся неприязни к «голубым», как к «неполноценным», добавится ещё и стойкое убеждение в том, что они — «пятая колонна Запада». Так что, тем, кто на Западе действительно ратует за равноправие сексменьшинств в России, следовало бы озаботиться прежде всего тем, чтобы не подставлять своих «подопечных» под новые удары.
Итак, гомофобия российского общества — несомненный факт. Исследования «Левада-Центра», проведённые весной этого года, показали этот факт с полной ясностью. Не буду републиковать и комментировать совершенно однозначные цифры этих исследований (см. источник), а коснусь вопроса о проявлениях и происхождении данного феномена.
Парадоксально, что массовая гомофобия причудливо сочетается у части россиян со вполне терпимым отношением к лично знакомым гомосексуалистам. Иногда приходится слышать что-то вроде: «Да, живут тут у нас в доме двое таких… Тихо живут, не пьют, работают, прилично одеваются — если не знать, то не скажешь, что они педики. Нормальные люди, как все. К ним я хорошо отношусь. А вот этих, которые в бабьи тряпки рядятся и гей-парады устраивают, ненавижу».
Таким образом, гомофобия (если не у всех, то у значительной части) россиян редко выражается в ненависти к конкретному человеку только потому, что известна его нетрадиционная сексуальная ориентация. Можно сказать, что объектом гомофобии является не сам «неправильный» секс, а главным образом его публичная манифестация в виде гей-парадов (точнее — постоянного шума вокруг их возможного проведения) и тому подобных проявлений «голубой» субкультуры. Кстати, те, кто рассказывает о своих «голубых» знакомых, нередко транслируют их резкое осуждение подобных акций. И это обстоятельство тоже следовало бы учитывать западным правозащитникам, если их действительно заботят права своих «подзащитных» в России, а не свой имидж у себя «за бугром».
Следует обратить внимание ещё и на то, что некоторый повышенный процент лиц нетрадиционной сексуальной ориентации всегда присутствует среди элит — политической, деловой, культурной (в разной, конечно, степени). Не является исключением и нынешняя Россия. Впрочем, это ещё мягко сказано, но для более определённого утверждения нужна статистика, которой в данном случае просто не существует. Возможно, я здесь всего лишь транслирую общественный предрассудок, но нельзя проигнорировать важнейший фактор возникновения современной российской гомофобии.
Формирование толерантного общественного настроения к сексменьшинствам, своего рода реабилитация нетрадиционных половых отношений, было одним из направлений российской государственной политики в 1990-е гг. Обществом оно было воспринято как неотъемлемая часть либеральных рыночных реформ, сопровождавшихся резкой пауперизацией большинства и обогащением немногих. При этом многие нувориши и другие представители элиты в те годы стали открыто демонстрировать свою нетрадиционную ориентацию в СМИ, бросая этим не только вызов привычной «советской морали», но и презрение к социальным проблемам большинства населения.
Неудивительно, что те годы остались в памяти многих россиян как сплошной гей-парад, содомский праздник разбогатевших за счёт народа. Нетрадиционная сексуальная ориентация прочно связалась в общественном сознании широких масс с либеральной экономической политикой, с капитализмом и народным унижением. Короче говоря, сегодняшняя гомофобия в России питается стойкими антибуржуазными социальными корнями.
Конечно, не приходится спорить с тем, что это весьма примитивная трансляция антибуржуазного настроя, своего рода искажение, можно даже сказать перверсия социального протеста. Однако она существует, и этот факт необходимо учитывать действующим политикам.
Власть решила учесть и использовать этот факт в своих интересах, пытаясь создать себе одну из опор в массовой гомофобии. Вообще, политика власть предержащих в последнее время характеризуется, в первую очередь, именно такой эксплуатацией массовых фобий, поскольку ничего конструктивного власть предложить народу не может. Необходимо как-то увести народ от тревог по поводу его постоянно ухудшающегося положения во всех сферах, необходимо отвлечь его внимание на воображаемых врагов.
То геи с лесбиянками, то пусси и разные там атеисты, то мигранты-нелегалы, то Навальный, то «дядюшка Сэм» — все мешают власти строить светлое будущее для России, вынуждают постоянно повышать плату за ЖКХ и ликвидировать социалку. Разумеется, долго продолжаться такое вранье не может, но если ничего другого не остаётся, то хоть это. Ну, а если на Западе и вправду развернётся кампания по бойкоту сочинской Олимпиады ради прав геев, то это только укрепит «патриотический» имидж власти внутри России.
Покажусь банальным, но уверен, что любые дискриминационные законы по отношению к «неправильно сношающимся» никак не скажутся на правах гомосексуалистов, занимающих командные высоты в российском бизнесе, на государственной службе и в других привилегированных общественных сферах. Может показаться, что нынешняя антигейская кампания развёрнута как раз с целью потеснить их с этих высот, но вряд ли это так. Столь же вероятен противоположный замысел: подчеркнуть элитный статус «голубой» прослойки путём чморения всякой «швали», позорящей «высокие» гомосексуальные отношения своим низким социальным положением.
В общем, здесь нет никакого единого ЛГБТ-сообщества, объединяемого общими интересами, а, как и везде, существуют классовое расслоение и антагонизмы. И защитить своё право на спокойную жизнь и любовь российские «голубые», если они не принадлежат к верхушке общества, смогут только вместе с другими россиянами, в процессе отстаивания и реализации общегражданских прав и свобод, не противопоставляя себя господствующему социокультурному контексту. И наоборот, разумеется: любой социальный протест должен включать в себя, как неотъемлемую часть, требование отмены любых дискриминационных законов, ставящих отдельные категории граждан в положение второсортных.