Профессор Михаил Фейгельман в статье, разоблачающей демагогию Минобразины, заканчивает очень красивым, убедительным, и, как ему кажется, самоочевидным тезисом:
“Если лжет министр пропаганды — это не может удивлять.
Когда этим занят министр науки и образования — он профнепригоден.
Потому что наука занята поиском истины, а образование передает найденное следующему поколению”.
Но в том-то и дело, что и Минобразина и вся неолиберальная экономическая мысль понимают науку и образование не просто иначе, а прямо противоположным образом. Наука, согласно их представлениям, должна заниматься не поиском истины и познанием мира (не приносящим немедленно и автоматически никакой материальной выгоды, а порой приводя и ко всяческим неприятностям, начиная от сожжения на костре, заканчивая потерей средств, вложенных в направление поиска, оказавшееся тупиковым).
Она должна давать идеи и решения для “инноваций”, иными словами, для разного рода технических новинок, которые можно продать на рынке. И если даже эти инновации в плане человеческого развития оказываются бесполезными, не закрепляясь ни в быту, ни в производстве, то это даже к лучшему, ибо так расчищается рыночное пространство для следующей волны инноваций, приводя в движение экономику.
Понятия ИСТИНЫ в подобной системе координат не может существовать в принципе, в лучшем случае, вы можете оперировать индексом цитирования (иными словами, ложная идея, часто цитируемая, предпочтительнее истинной, но не цитируемой в реферируемых журналах).
Точно так же и с образованием, которое, согласно неолиберальной экономической идеологии, является просто одной из отраслей сферы услуг, наряду с мойкой машин, ремонтом обуви или проституцией (разумеется, лишь в том случае, если последняя легализована и облагается по всей форме налогами).
Таким образом, передача знаний, тем более, совокупного научного знания от поколения к поколению при такой логике не только не является приоритетом, но и вообще не рассматривается как задача, эффективность выполнения которой может быть как-то оценена.
Образовательная система ставит перед собой удовлетворение спроса на образовательные услуги, которые, в свою очередь, востребованы не ради какого-то абстрактного “знания”, но, в лучшем случае, как условие личного успеха, карьеры, социального лифта, как способ повышения конкурентоспособности индивида на рынке труда, возможность улучшить его шанс на получение хорошей работы и высокой должности.
Всё это сугубо индивидуальные достижения, которые предполагают не объединение поколений, а, наоборот, противостояние как отдельных людей, так и целых поколений в рамках “глобальной конкуренции” на рынке труда. Кстати, представление об интернациональном единстве научного сообщества тоже тут не работает. Да, существует интегрированный рынок труда для научных работников, но там надо именно соревноваться, а не сотрудничать. Что же касается государств, то тут уже точно нет места ни для какой “республики ученых”.
Короче говоря, Дмитрирй Ливанов в своем качестве не только высокопрофессионален, но и в высшей степени профпригоден. Он является профессионалом высочайшего класса, таким же, каким может быть, например, высококлассный киллер. И он отлично знает, что делает, понимая, что людей, сопротивляющихся его борьбе за эффективность ради химеры “поиска истины”, надо устранить с пути любой ценой. Можно только радоваться, что в качестве средства для достижения цели пока выбирают ложь, а не что-то потяжелее.
Если мы не хотим, чтобы эти господа уничтожили всё то, что нам ценно и дорого, растоптав как помеху для своей эффективной деятельности принципы, на которых последние 500 лет строился прогресс человечества, надо понять, что перед нами не люди, что-то не понимающие, не дураки и хамы, а вполне профессиональный, отлично организованный, жестокий и сознающий свои задачи враг.