В конце июня в университете польского города Вроцлав едва не сорвалась лекция известного и заслуженного социолога и философа Зигмунта Баумана. Бауман — польский эмигрант, долгое время заведовал кафедрой социологии в университете английского города Лидс. Он автор концепции жидкой или текучей современности, довольно важной в рамках постмодернистского понимания общественных процессов. Бауман никогда не отказывался от левых убеждений и сейчас в Польше считается одним из гуру для левых интеллектуалов. Его книги всегда можно встретить в польских аналогах магазина «Фаланстер». Впрочем, они обязательно будут лежать на полках обычных магазинов научной литературы, ведь прежде всего, Бауман — заслуженный ученый.
Сорвать лекцию пытались радикальные польские националисты и футбольные фанаты. Группа из нескольких десятков крепких парней выкрикивали лозунги вроде «Нюрнберг для комуняк» или «Раз серпом, раз молотом по красному сброду» (по-польски это звучит рифмовано и давно стало главной кричалкой в адрес коммунистов и вообще тех, кто кажется слишком левым). Выводить из зала их пришлось с помощью полицейского спецназа. 88-летний Бауман попросил никого из присутствующих не извиняться, сам принес извинение, что стал поводом для этой некрасивой сцены, после чего все-таки прочитал намеченную лекцию.
Случившееся вызвало небольшой скандал. Письма со словами поддержки и извинениями Бауману направила министр науки Польши. Мэр Вроцлава Рафал Дуткевич заявил, что не желает терпеть в своем городе националистический сброд. А генеральный прокурор Польши Анджей Серемет в радиоинтервью даже заявил, что крики о серпе и молоте можно трактовать, как прямой призыв к насилию (надо признать, что последнее заявление у многих поляков, незнакомых с российской практикой 282-й статьи, вызвало определенное недоумение). Националисты, однако, тверды в своем желании придать Баумана остракизму. Позже более мирными, но по сути такими же акциями Баумана встречали в других городах. Например, в родной для него Познани. Для этого у них имеется железный повод — ранняя биография Баумана и тот выбор, который он сделал в молодости.
Как и у многих тех, чья молодость пришлась в Польше на период Второй мировой войны (и кому удалось выжить), биография Баумана оказывается сложной и неоднозначной. Он родился в 1925 году в Познани в еврейской семье. В 1939 после начала войны семья бежала на территорию, занятую советскими войсками (что, очевидно, спасло им жизнь). Позже последовало эвакуация вглубь России. Дальше в жизни Зигмунта были причудливые эпизоды вроде нескольких месяцев службы в советской милиции регулировщиком движения в Москве, однако главным стало вступление в ряды сформированных в СССР польских вооруженных сил. Бауман вступил в Польшу с востока. А позже служил политруком в частях Корпуса внутренней безопасности, то есть во внутренних войсках, занимавшихся разоружением и ликвидацией врагов «народной власти» — в частности не признавших новый режим отрядов Армии Крайовой — условно говоря, героев фильма «Пепел и алмаз». Фактически Бауман участвовал во внутренней гражданской войне. И даже имеет награду за 20-дневное руководство группой, «отличившейся поимкой большого числа бандитов», то есть членов некоммунистических вооруженных формирований, «проклятых солдат», когда-то боровшихся с немцами, а потом отказавшихся вписаться в послевоенные реалии.
В 1953 году Баумана уволили из Корпуса за «либерализм» (согласно карточке его личного дела, поводом стал отказ прервать общение с членами своей «буржуазной» семьи). Позже он делал научную карьеру, а потом оказался жертвой польского 1968-го года. Действительно стоит признать, что 68 год явление всемирное — везде он вызвал свою реакцию со стороны правящих режимов. И в Польше ответ властей оказался в чем-то более анахроничным, чем ввод танков в Прагу. В организации выступлений молодежи были обвинены «сионистские элементы», что привело к многомесячной отвратительной антисемитской кампании. Баумана уволили из Варшавского университета, где он заведовал социологической кафедрой. Он уехал из Польши. И сделал себе имя, как признанный научный авторитет и отчасти как «модный» левый ученый.
То, что произошло во Вроцлаве, это в каком-то «ревизия 68-го года» для Восточной Европы. Если угодно, то биография Баумана — это в чем-то коллективная биография лево-либеральной интеллигенции, которую угораздило жить и применять свои освободительные идеи в эпоху, когда регион перепахивали могучие силы и тоталитарные режимы. У нее благодаря этим обстоятельствам непременно найдутся свои грехи и скелеты в шкафу. Что с этим делать, как смотреть с высоты современных понятий на некоторые их поступки, совершенные десятилетия назад, — сложный и требующий особых размышлений вопрос. И, скорее всего, их взгляды на историю страны, на главные ценности этого мира, мягко говоря, неоднозначны и ограничены.
Однако почему-то наиболее живым ответом и примером общественной ревизии оказываются молодые люди, указывающие на дверь и кричащие оскорбления в лицо 88-летнему старику. Отчасти это происходит потому, что они считают себя наследниками «проклятых солдат» и пытаются апеллировать к той непримиримой традиции. Однако само обладание моральной санкцией на то, чтобы просто что-то крикнуть старому профессору по фамилии Бауман, кажется, придает им дополнительные силы.
Именно так протекает курс избавления от «засилья интеллигентского либерализма» в Восточной Европе. С большой долей вероятности, это касается и России, где скелеты в шкафах звенят еще громче, а успех националистического сайта, в названии которого используется слово «погром», показывает, какого рода взгляд на обращение с этими скелетами кажется наиболее востребованным и свежим.