Выборы в Украине пришлись на морозную снежную зиму. Закутанные в шубы киевляне пингвинами скользили в сторону избирательных участков, падая на неубранных коммунальщиками льдинах. Глядя на эту картину, не верилось, что где-то сейчас царит тропическая жара, а теплые волны лижут языками песчаные пляжи Кубы и Венесуэлы.
Однако тема Латинской Америки странным образом присутствовала в предвыборной политической жизни восточноевропейской страны.
Шумный скандал вокруг звания «герой Украины», присвоенного Бандере проигравшим выборы президентом, оставил незамеченным другой, по-настоящему сенсационный указ Виктора Ющенко. Между тем этот указ должен был удивить наблюдателей куда больше, чем жалкая комедия с награждением давно мертвого националиста-коллаборациониста. За несколько дней до второго тура обернувшийся в «хромую утку» президент подписал указ о праздновании 20-летнего юбилея кубинской программы помощи чернобыльским детям Украины.
Сделав это, он собственной рукой расписался в крахе внешнеполитической линии постмайдановской Украины, во всем послушной воле своего имперского сюзерена. На встрече в кубинском посольстве мы вспоминали, как пять лет назад тот же самый Ющенко торжественно подписывал в Вашингтоне меморандум о решимости нести свободу на Кубу и в Беларусь — одновременно направив поздравительную телеграмму Кастро, в своем неповторимом стиле номенклатурного двурушника. Украинский посол на Кубе трагически скончался тогда от инфаркта. А мы вышли на один из первых пикетов к только что избранному президенту. Я предложил вынести к нему под администрацию пустые ящики из-под бананов, и мы надели их на зубцы готической ограды у Дома Городецкого — в знак протеста против политики в духе «República bananera», описанной в известных рассказах О’Генри. И президент Украины смог лично оценить этот символизм.
Выдержки из репортажа о той давнишней акции позволяют понять, насколько знаковым является нынешний указ обанкротившегося за пять лет президента. На Кубе, в оздоровительном центре Тарара, где портрет Ющенко висел в красном углу рядом с портретом Фиделя Кастро, нам рассказали, как саботировалась программа помощи чернобыльским детям. По существу, она не была прекращена лишь благодаря безвозмездной поддержке кубинцев — и вот сейчас ее юбилей будет отмечаться в Украине на государственном уровне, а в одном из спальных районов Киева уже строится памятник украинско-кубинской дружбе. Еще одно свидетельство того, как иронична история и как нелепо, когда государство депутатов-убийц, олигархов, педофилов и коррупционеров и начинает учить демократии далекую страну. Которая без всякого пиара спасает жизни украинских детей, никому не нужных на своей родине.
А имя Уго Чавеса, президента страны, которая даже не имеет в Украине собственного посольства, то и дело звучало в эти дни в Киеве — куда никогда еще не ступала его нога.
«На выборах в Украине победил Виктор Янукович. Он опережает свою соперницу Юлию Тимошенко на 2,5 процента, и эта победа, так же, как победы Сальвадора Альенде, Уго Чавеса или Адольфа Гитлера, ставит под сомнение основной принцип демократии: что народ способен избирать себе правителей. К сожалению, народ способен избирать себе правителей только в богатых государствах», — демократично рассуждала великолепная Юлия Латынина.
«Украина, которая проголосовала за Януковича, — это как Венесуэла, которая выбрала Уго Чавеса. 5 % голосов решили судьбу страны, и там уже исчезает еда», — вторила ей неподражаемая Новодворская.
Сторонники украинских кандидатов буквально соревновались друг с другом, превратив имя Чавеса в модное политическое ругательство.
«Если выборы президента завершатся с помощью судов в пользу Тимошенко, то Уго Чавес может брать выходной по сравнению с тем, что у нас здесь будет происходить», — заявил сайту «Отечество» известный «борец за права русского языка», депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко.
А «демократический» журналист Станислав Овчаренко переживает, что общение с «классическим люмпеном» Януковичем будет для так же «экзотично» для Запада, как общение с Чавесом и Моралесом. Хотя недавние звонки Обамы, Саркози и Баррозу, поздравивших нового украинского президента, должны были развеять эти опасания.
О Чавесе заговорили даже весьма известные политики и бизнесмены.
«Признав государствами части суверенной Грузии — Южную Осетию и Абхазию — Янукович встал рядом с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Мне стыдно за это», — пафосно заявил агитировавший за Тимошенко экс-президент Кравчук. Имя этого человека увековечено в тележке-«кравчучке», символе голодных 90-х. Но это почему-то никогда не заставляло его краснеть от стыда.
Стоит заметить, что президент Грузии Саакашвили, тоже успевший поздравить Януковича с победой, совершенно не стыдится поскорее налаживать с ним отношения. А олигарх Новинский, весело праздновавший результат выборов в штабе у Януковича, наоборот, сравнивал Чавеса с Тимошенко. «Янукович к экономике относится более либерально, чем Юлия Тимошенко, — пояснял Новинский свои симпатии. — Тимошенко — это большевик. Она как Уго Чавес. А Виктор Федорович — больший либерал», — рассуждал этот сторонник победившего кандидата.
Чавес служит политическим пугалом для постсоветских буржуа, которые пугают друг друга его именем, используя как ярлык для конкурентов. Они видят в нем зловещий призрак национализации, государственного контроля за экономикой и перераспределения прибылей в пользу неимущего большинства. При всей противоречивости политики Чавеса этот пример беспокоит наши элиты. Классовое чутье подсказывает им, куда дует ветер из Латинской Америки, — предупреждая, что со временем эти веяния могут долететь даже до такого отдаленного от нее места, как Украина.
Как раз эти дни друзья рассказали нам, что в Каракасе построено подвесное метро — канатная дорога из бедных районов-самостроев. В городе есть и подземка, но из-за рельефа ее нельзя было проложить к расположенным на горных склонах кварталам. Строительство линий «метрокабле», которое пока работает бесплатно, а в потом обойдется пассажирам в девять американских центов за проезд, традиционно сопровождается сносом трущоб и постройкой бесплатного жилья для их жителей.
Социальные реформы, которые мы могли наблюдать в Венесуэле, в корне отличают сложный, но действенный революционный процесс от имитации революции, которую пережила пять лет назад Украина. Именно в них кроется причина поддержки правительства Чавеса, которое удерживается у власти более десяти лет — несмотря на перевороты, саботаж, информационный террор, силовое противостояние местной буржуазии и постоянное давление со стороны самой могущественной державы планеты. Тогда как Ющенко, опиравшийся на открытую поддержку США и Евросоюза, всего через пять лет отправился в политическое небытие — с самым низким рейтингом доверия в истории повторно избиравшихся президентов. Жители Киева наверняка не оценили, что предназначенные для строительства метро деньги были цинично потрачены им на показушный «монумент голодомору». Особенно сейчас, когда троллейбусы буксуют в снегу на улицах Голосеево, оставшегося без подземки. Где так и не начали строить детскую онкобольницу, средства на которую с помпой собрала жена Ющенко.
А потому украинские дети опять полетят на Кубу — где их лечили при Кравчуке, Кучме, Ющенко. И будут лечить при любом вновь избранном украинском президенте.