Вспоминаю июнь 1988 года, когда в Таллинне на Певческом поле собралась сотня тысяч людей, с воодушевлением распевавшая патриотические песни и поддерживавшая лозунги Народного фронта. И еще вспоминается июнь 1991 года, когда россияне избирали своего президента – Бориса Ельцина. Казалось, что может быть общего между этими двумя событиями? Оказывается, многое.
В первую очередь – это выражение воли народов крохотной Эстонии и огромной России, проявленная с интервалом ровно в три года. Народы обеих стран желали одного и того же – реставрации капиталистического рыночного хозяйства, а также полной государственной независимости, отделения от СССР.
Воля обоих народов была реализована! И те, кто сегодня взваливает всю вину за развал советской державы и реставрацию капитализма со всеми вытекающими последствиями на М. Горбачева и Б. Ельцина, правы только отчасти. Да, бесспорно, они были инициаторами и предводителями процесса исторического отката. Но они никогда не посмели бы этого сделать, не будь на то воли народов, заботливо взрощенной на горячем желании людей вернуться в лоно «цивилизации» и жить не хуже, чем в Швеции, а может быть, даже и лучше.
Воля народа бывает разной: и , и . В обоих названных случаях она была одновременно и активной, и разрушительной. А вот пассивная воля наглядно проявилась в августе 1991 года, когда народ безучастно реагировал на события в Москве во время подавления трагикомического «путча». Народ совершенно не вдохновляла политика, которую собиралась проводить группа руководителей во главе с Г. Янаевым. Однако и развал Советского Союза особого восторга у людей не вызывал.
Как формируется воля народа? В современном мире, перенасыщенном СМИ и различными политическими партиями и движениями, воля народа всегда является результатом взаимодействия объективных процессов, протекающих в обществе, общественного осознания этих процессов и усилий политических партий по организации массовых выступлений (митингов, манифестаций и т.п.). Волю народа нельзя обожествлять, ибо она нередко является ничем иным как результатом политических манипуляций. Но ее нельзя и недооценивать или же вообще отрицать, как это делал М. Вебер, называя ее «фикцией» (Webers. Nachla B. Merseburger Staatsarchiv. Rep. 92).
Воля народа – это реальность, данность, и она, безусловно, является решающим фактором исторического процесса, независимо от того, разумна или неразумна она с той или иной точки зрения. Как верно подметил С. Кара-Мурза, «Народ дурак? Но другого-то нет» Последствия массовых акций, выражающих волю народа, могут быть для него по прошествии некоторого времени нежелательны. Наступит прозрение, народ будет сожалеть о содеянном. Сожалея, он будет настаивать на другом, диаметрально противоположном.
Манипуляция общественным мнением, волей народа в современном мире – это искусство политики управления им. Политика – это в первую очередь идеология, продукт функционирования общественного сознания. Сознания организованного. Борьба различных идеологий – это не только процесс познания, но и взаимодействия различных интересов, в первую очередь экономических. Чтобы добиться чего-то, люди объединяются в организации. Последние ведут борьбу за умы людей и за формирование воли народа, применяя хорошо отработанные методы пиара.
И чтобы народу не остаться в дураках, не стать марионеткой в руках манипуляторов общественным сознанием, должен выработать в себе иммунитет против пропаганды, научиться критически воспринимать все, о чем пишут и говорят СМИ. Именно , ибо воля народа складывается из воль отдельных людей.