Что такое экономическая блокада Кубы? Всего лишь запрет на торговлю с американскими компаниями или нечто большее? Трудно было предположить, что мне придется лично столкнуться с ней в Санкт-Петербурге. Кубинская компания попыталась купить новое оборудование для электростанции небольшой мощности на российском предприятии. Во время сделки потребовался платеж в долларах США – и это едва не привело к срыву поставок: такие платежи с Кубы конфискуются американскими банками. Так я на собственной шкуре ощутил тупую непреклонную силу империи, направленную на уничтожение экономики непокорного Острова, и вопиющую несправедливость происходящего. А ведь кубинцы находятся в такой ситуации уже 47 лет: угнанные самолеты конфискуются, а угонщики выходят на свободу, иностранные фирмы принуждают к отказу от сотрудничества с Кубой, а законы Великой Демократии разлучают семьи.
Но время не стоит на месте, и империя теряет силу. Для того чтобы понять это, надо лишь окунуться в политическую конъюнктуру региона.
Фидель Кастро довольно давно провозгласил одним из направлений своей политической деятельности «Битву идей». Его экспрессивные колонки в рубрике «Reflexiones del compañero Fidel» часто появляются в «Гранме» и кубинских электронных СМИ. Но интерес к ним проявляют не только на Острове Свободы.Почти каждая статья – будь то территориальные споры между Боливией и Чили или саммит G20, перестановки в кубинском правительстве или перспективы доминирования КНР в мире – вызывает большой международный резонанс, заставляющий Фиделя написать следующую статью, затем еще и еще. Большое интеллектуальное удовольствие доставляет чтение полемики Фиделя с международными информационным агентствами, в частности, с «Рейтер». После появления очередного «Размышления» агентство обычно публикует заметку с заинтересовавшей их цитатой, к которой прилагаются мнения различных аналитиков из расположенных в Вашингтоне структур. После этого в следующем «Размышлении» Фидель назовет Рейтер агентством, состоящим на службе у международного империализма – и цикл продолжится.
Занятие это хоть и увлекательное, но не очень содержательное. Однако внезапно, перед началом саммита Организации американских государств, «Рейтер» как будто растерялось, не зная, как верно расценить происходящие события. На Кубу прибыла делегация членов Черного кокуса Конгресса США, которая провела четырехчасовые переговоры с Раулем Кастро, а затем часть делегации встретилась и с Фиделем. При этом конгрессмены не делали громких заявлений об ужасном режиме Кастро, нарушении прав человека и необходимости движения к демократии. Вместе с кубинскими официальными лицами они участвовали в церемонии, посвященной памяти Мартина Лютера Кинга, съездили в знаменитую Латиноамериканскую школу медицины, в которой обучаются и 144 гражданина США (по специально выбитому Черным кокусом из Колина Пауэлла разрешению, иначе бы студентам грозил значительный тюремный срок за нарушение торгового эмбарго), заявили, что около 68 % американцев поддержали бы снятие блокады. Фидель оперативно написал о том, что Куба всячески стремится к нормализации отношений и не нуждается в блокаде как в способе оправдания экономических и других проблем, как заявляют некоторые критики.
Через два дня после возвращения конгрессменов в США стало известно, что американские власти предъявили новые обвинения Луису Посаде Каррилесу, печально знаменитому на Кубе бывшему агенту ЦРУ, организатору множества террористических актов против Острова – в том числе подрыва в воздухе самолета с 73 пассажирами на борту в 1976 году, взрывов в отелях и барах Кубы в 1997-м и попытки убийства Фиделя Кастро на иберо-американском саммите в 2000-м. Террорист нелегально въехал на территорию США в 2005 году, и теперь его обвиняют в даче ложных показаний при проведении иммиграционного интервью.
Законодательные власти США рассматривают проект акта, разрешающего гражданам США посещать Кубу. Президент Барак Обама еще в ходе предвыборной кампании обещал отменить те меры, которые были приняты для усиления действия блокады на остров во время администрации Джорджа Буша.
Это лишь самые заметные меры по улучшению отношений с коммунистическим островом, предпринятые за 100 дней президентства Обамы. Что же произошло? Администрация США хочет избавиться от «худшего и наименее успешного эксперимента во внешней политике», как назвала недавно торговое эмбарго одна вашингтонская консалтинговая структура?
17–19 апреля в Тринидаде и Тобаго прошел саммит Организации американских государств. Большинство его участников – от премьер-министра принимающей страны Патрика Мэннинга до президента Бразилии Луиса Инасио Лулы да Силва – призвали к снятию экономической блокады Кубы.
Проблема эмбарго становится для региона лакмусовой бумажкой, по которой будут проверять дееспособность новой американской администрации – способна ли она на существенные изменения в своей политике или продолжит курс предыдущих, оставив все надежды на изменение в предвыборных обещаниях? От решения кубинского вопроса может зависеть все дальнейшая латиноамериканская политика США. И это понимают в Вашингтоне, чьи когда-то крепкие позиции в регионе пошатнулись.
В одном из «Размышлений» Фидель Кастро привел список тех, кто на одном из саммитов в начале 1990-х осудил стойкость Кубы в сопротивлении империи и намерение и дальше идти к социализму. Большинство президентов государств полушария из этого списка было свергнуто в ходе народных выступлений против неолиберальных правительств в конце 90-х – начале 2000-х. Их политика обанкротилась, и теперь США были почти одиноки на саммите, где, разумеется, был поднят вопрос о нормализации отношений США и Кубы, исключенной из ОАГ в 1962 году.
Все это заставляет искать администрацию Обамы косметические меры, вроде аннулирования наиболее одиозных мер, введенных в действие Джорджем Бушем-младшим – ограничения поездок к родственникам на остров, запретов на перевод средств семьям и т.д. Духу и смелости признать полный провал и скорейшую необходимость избавления от экономической блокады администрация США пока явно еще не хватает, но, скорее всего, она в ближайшее время будет вынуждена на это пойти.
Агентство «Рейтер» все же оправилось от замешательства: пропустило несколько едких «Размышлений» Фиделя о противоречиях во внешней политике США, а потом нашло конгрессмена-республиканца, который обвинил своих коллег в том, что они уделяют недостаточно внимания проблеме прав человека на Кубе. После этого информационная политика против острова продолжилась в том же духе. И «битва идей» продолжается. Будет крайне любопытно посмотреть, какое влияние окажут на нее новые шаги американского руководства.
…А груз на Кубу все-таки ушел.