Когда я впервые услышал о протестах дальнобойщиков в России, мне сразу вспомнилась аналогичная ситуация на Украине, когда в Одессе в 2009 году дальнобойщики заблокировали трассу Одесса-Киев. Причина формально была другая, но суть та же: социальная несправедливость и произвол власти. Тогда дальнобойщики оказались наиболее самоорганизованной частью одесского общества. По своему складу эти люди как никто другой умеют считать деньги. А постоянная готовность к опасностям на дороге делает их силой, с которой необходимо считаться. Это не студенты и даже не боевики на майдане. В своем большинстве это зрелые люди, которые скопили или взяли в кредит машины и сами, недосыпая и недоедая, зарабатывают деньги.
В Одессе основной причиной стали последствия кризиса 2008 года и валютные кредиты. Спусковым крючком для начала протестов стало самоубийство дальнобойщика, который не смог платить по кредитам. Тогда была заблокирована трасса и пропускались только машины с детьми. Надо понимать, что дальнобойщики дозрели до такого радикального протеста не сразу. Людей как власти Украины, как и сейчас власти РФ игнорируют. Положение в РФ спасает только еще вера в «хорошего царя». Протест носит социальный характер, но очень быстро, если его игнорировать, он перерастает в политический. Это же и произошло с дальнобойщиками Одессы. Тогда пророссийская региональная партия «Родина» оседлала этот протест. К протестующим присоединились и другие жители Одессы. В России накал страстей постепенно приближается к переходу из экономической в политическую плоскость.
В данный момент государство делает огромную ошибку, не замечая данный протест.
Внимания к белоленточным митингам было в разы больше, хотя они по большому счету ограничивались проспектом или улицей в Москве. В 2009 году одесские дальнобойщики все же добились части поставленных целей, но не смогли поднять волну возмущения по всей Украине. В РФ же наблюдаем удивительный уровень сплоченности. Возвращаясь к событиям в 2009 году в Одессе, необходимо вспомнить, что даже демонстративные тренировки внутренних войск не смутили дальнобойщиков с монтировками. На дорогах они видели вещи и пострашнее.
Больше всего это походит на диверсию, так как олигархи на Украине ведут себя скромнее. Хотя на президентском посту и олигарх, бюджет пилится не так открыто. В данном же случае речь не о распиле уже собранных средств, а об эксклюзивном источнике средств для Роттенбергов. То есть такой себе узаконенный откат, а дороги тем временем лучше не станут. Это люди тоже понимают. Таким образом власть себя достаточно крупно подставила.
Если бы это было введено в 2006-м, на волне более высоких доходов, то протестный эффект был бы не столь массовым.
Что же может произойти дальше? А сценариев базовых на мой взгляд три.
Вариант первый: «само утихнет». По всем внешним признакам власть именно на это и надеется. Люди помитингуют, поматерятся на Youtube, а там авось все успокоится и утонет в очередях на регистрацию в новой системе. Какие цели преследовали инициаторы этого закона, сказать сложно. Но то, что последствия никто даже не пробовал просчитать, это можно сказать совершенно определенно. Если народ утихнет, то аналогов «Платона» мы увидим еще много. Повторюсь, производить осталось только налоги. Так как наполнять бюджет необходимо как государству, так и карманы олигархов.
Вариант второй: «майдан». Данный сценарий я считаю наименее вероятным. Большие протесты, забастовки, блокировки трасс могут вполне быть. И они уже происходят. Но огромный митинг на Красной площади вряд ли возможен. Инициатива идет снизу. И аналогичный украинскому переворот возможен лишь при финансировании за счет олигархов, а часть правящей элиты должна «сдать» лидера. Ничего подобного мы сейчас не видим. Затронули лишь вполне конкретную прослойку населения, которое первоначально выступает за свои экономические права. Раскрутить майдан не получилось и в Одессе 2009-го, хоть и ныне часто мелькающий на российских каналах Игорь Марков старательно это пытался сделать.
Вариант третий: вполне возможны уступки со стороны государства. Полная отмена маловероятна, а вот мораторий или еще большее снижение тарифов можно допустить. Тут уже все будет зависеть от того, насколько далеко готовы пойти протестующие. Если они заблокируют МКАД, то переговоры с высокой вероятностью начнутся. Ибо не замечать больше эту проблему станет невозможно. Но тут важно, чтобы правительство не просто отменило или ввело мораторий, а пошло на широкий диалог с общественностью, как это было после беспорядков на Манежной площади. Протестующие не требуют повышения зарплат или соцстандартов. Они просто хотят, чтобы у них не отбирали кровно заработанное. Данное начинание необходимо направлять в нужное русло, так как такой процесс стимулирует развитие активного гражданского общества. Мудрая государственная политика должна даже из протестов извлекать выгоду.