Когда на первые полосы газет попали заголовки об участии ВС РФ в Сирии, многие забыли о Донбассе. Бои отгремели, и конфликт переходит в статус «замороженного». О том, как живут обычные люди, сказано мало. В сети мало публикаций, описывающих такие простые для обывателя вещи, как способ оплаты коммунальных платежей, выплаты зарплат. И мало кто задумывается, что предприятия Донбасса по-прежнему работают, пенсионеры получаю пенсию, а трудоспособное население — зарплату. И все это в условиях как военной, так и экономической блокады со стороны центральных властей.
С 6 августа 2014 года украинским банкам официально запрещено работать на территории мятежных республик. В официальном комментарии Нацбанка Украины сказано, что данная мера принимается с целью сберечь жизнь и здоровье сотрудников на данных территориях. Крупнейший банк Украины, собственником которого является Игорь Коломойский, сами власти ДНР изгнали и национализировали.
Полноценное же строительство автономной банковской системы началось после жарких летних боев в октябре прошлого года. Появился Центральный республиканский банк ДНР и Госбанк в ЛНР. Единого расчетного центра не было, потому для соцвыплат собирались использовать почту. С начала 2015 года Киев не платит пенсии жителям ДНР и ЛНР, требуя от них выехать за пределы зоны АТО и зарегистрироваться в качестве переселенцев. А уже после всей этой процедуры получать пенсию на общих условиях. С конца марта ЛНР и ДНР стали выплачивать пенсии из своих бюджетов самостоятельно.
В какой же валюте происходят выплаты и наличный расчет в конфедерации ДНР и ЛНР? Ответ: да в какой угодно.
Официально в обращении находятся четыре валюты: гривна, российский рубль, доллар и евро. Такая вот солянка, вызванная отсутствием эмиссионного центра. Изначально в ДНР анонсировали создание своей валюты. Однако кураторам в Москве данная идея не понравилась, и РФ согласилась предоставить рублевую наличность для покрытия дефицита. Замминистра экономического развития РФ Алексей Улюкаев подтвердил готовность Кремля помочь республикам в осуществлении рублевых расчетов для бытовых нужд. Во всех вышеперечисленных четырех валютах можно осуществлять даже налоговые платежи. Таким образом, построена мультивалютная система.
Хотя в Министерстве экономического развития Донецкой народной республики утверждают, что правильно ее называть бивалютной, так как население рассчитывается в основном в гривнах и рублях, а евро с долларами или держит под подушкой, или покупает в банке. Российская валюта попадает в республики естественным путем, так как предприниматели постепенно начинают закупать товар в РФ, вести торговые отношения и прочее. Кроме того, по причине курсовой разницы, поскольку курс рубля к гривне зафиксирован на отметке 0,5 грн. за 1 рубль, стало выгоднее покупать рубли на Украине и ехать с ними в ДНР. Таким образом гривна «вымывается» из оборота, причем для этого не нужно вводить никаких административных мер. Это же обрывает последние экономические связи Донбасса с остальной Украиной.
По соотношению объемов валют в обращении первое место занимает гривна. Около 70% расчетов проходит в украинской валюте. Но доля ее стремительно сокращается, как уже писалось выше. В рублях проходит около 20% расчетов. Законность хождения рубля обосновывается указом глав данных республик. Да и по большому счету выбор был небогатый, данное явление имело бы место даже и без каких-либо указов. По ожиданиям минфина ДНР, доля рубля будет расти и дальше, к концу года соотношение может зеркально измениться.
Хоть НБУ и запретил украинским банкам работать на территории Донбасса, но уплаты по кредитам последние требуют. Операторы колл-центров, коллекторы терроризируют людей и требуют возврата долгов. И никого не интересует, что возможности для платежей у людей нет. Учитывая, что Донецк был городом-миллионером Украины с одними из самых высоких зарплат, то банки активно кредитовали людей. После всем известных событий в 2014 году в банковском секторе Украины существенно увеличилась доля проблемных кредитов (с просрочкой более 90 дней). Несмотря на активную политику банков по реструктуризации таких кредитов, кардинальных изменений не происходит. Единственной возможностью оплаты является электронный кошелек, но и это подходит не для всех банков.
Получить кредиты у новых властей возможности нет. Впрочем, как и разместить депозиты.
Повторимся, на территории ДНР и ДНР работают два государственных банка – это единственные финансово-кредитные учреждения. Они принимают платежи от населения, предприятия платят налоги. Банк также обслуживает счета бюджетных учреждений, понемногу открываются счета частных предпринимателей, осуществляются валютообменные операции. Из 110 отделений ЛНР и ДНР только 9 могут осуществлять денежные переводы.
Госбанк ЛНР пошел еще дальше, он работает по пенсионным и зарплатным проектам. Платежных карт пока нет, но подготовка к их введению уже идет. Тут помощь может оказать Россия. Юридические лица обслуживаются в Госбанке ЛНР на тех же условиях, какие были прежде в Ощадбанке Украины. Отделения ЦРБ ДНР и ГБ ЛНР связаны между собой, потому клиенты получили возможность осуществлять финансовые операции в границах двух республик. Жители Донбасса могут обслуживаться и в отделениях Российского коммерческого национального банка.
А теперь перейдем к анализу вышеописанного. Вместо построения автономной финансовой системы, для чего у ЛНР и ДНР есть все возможности, создается суррогат, основное назначение которого заткнуть дырки в линейке банковских услуг. В принципе непонятно разделение на две республики, так как, объединив усилия, можно было бы получить в своем роде «Донбасскую Андорру». Если у Приднестровья получилось не только создать свою валюту, но и печатать ее на своей территории, то имея колоссальный научный и промышленный потенциал, ЛНР-ДНР могли сделать это в разы быстрее, что существенно стабилизировало бы экономическую ситуацию данного региона в целом.
До сих пор предприятия Донецка платят налоги в украинскую казну. Финансовым потокам нет препятствий в виде линии фронта и постоянных обстрелов. Центральные банки двух республик вынуждены контролировать оборот сразу четырех валют, которыми рассчитываются. Расчет денежной базы, на основании которого строятся прогнозы по ВВП или инфляции, практически невозможен.
По этой же причине единого казначейского счета тоже быть не может, соответственно о каком-либо бюджетном планировании говорить весьма сложно. Отсюда делаем вывод, что ДНР и ЛНР никакие не республики, а области со специфическим статусом и полномочиями. Долго такое уродливое детище минских договорённостей не протянет. Населению сложившаяся ситуация неудобна, а значит происходит дискредитация идеи большой Новороссии. Рано или поздно люди придут к мысли, что неплохо бы вернуться на правах большой автономии в Украину. А через два-три поколения жертвы войны забудутся, и можно будет в добровольно принудительном порядке автономию ликвидировать.
Сегодня артиллерийские обстрелы уже не такие масштабные, а жертв почти нет. Это связано с тем, что кураторы из вашингтонского обкома решили отложить конфликт. В дальнейшем возможен или вышеописанный сценарий, или же повторение истории с Сербской Краиной. О последнем варианте говорил Андрей Парубий, экс-секретарь совбеза и комендант майдана. Идейных командиров в ополчении уже не осталось, Захарченко и Плотницкий подпишут то, что им скажет Сурков. Но не стоит забывать, что стороной влияния является и Порошенко. Он заинтересован в том, чтобы конфликт был как минимум тлеющим и боевые действия не прекращались. Иначе он до конца своего президентского срока не досидит, ибо с ним связано слишком много негатива в общественном сознании. А в условиях войны, ему грозит максимум почетное политическое беженство в США или ЕС.
Напоследок хочется высказать надежду, что население республик сможет мобилизоваться и сорвать все планы по их сдаче и капитуляции киевскому режиму. Силы и ресурсы для этого пока есть. Но время работает против ЛНР и ДНР. Им надо торопиться стать «вторым Приднестровьем» и минимизировать реинтеграционные возможности в отношении оставшейся Украины. Создание своей валютной системы и финансовой в целом — это краеугольный камень в фундаменте их независимости. Пока же мы наблюдаем временные подпорки.