«Работа на себя, а не на большую корпорацию», «свобода от подчинения», «самоорганизация и равное распределение прибыли» — мотивы, которые толкают на открытие собственного дела. Похоже, слова «артель» и «кооператив» надолго вошли в лексикон новоявленных левых и анархистских предпринимателей.
Словно грибы после дождя, они рассыпались по столице и областным центрам, предлагая продукты неживотного происхождения, свободный кофе и шедевры кулинарии. Товары продаются вместе с идеями: некапиталистическое производство, отсутствие наемного труда внутри коллектива, честность перед потребителем.
В изданиях «Секрет фирмы» и Hopesandfears молодые и успешные бизнесмены объясняют свою мотивацию теми же причинами. По статистике, более 50% новоявленных индивидуальных предпринимателей заявили о неготовности работать на «большого босса» и предпочли бултыхаться на рынке самостоятельно.
Обычно бизнес начинается с идеи или нужды, а заканчивается прибылью. Главная цель любого предприятия — быстрая самоокупаемость и доходность в будущем, но, в отличие от стандартных ИП (индивидуальные предпринимателей), веганы и вегетарианцы, объединенные в кооперативы, провозглашают своей задачей не деньги, а благое дело. И даже претендуют на то, чтобы делать мир лучше, продавая морковные бургеры и соевое молоко.
Подчиняться неэтичному работодателю и ругать капитализм — противоречивое явление. Несмотря на справедливую критику кооперативного уклада, организация своего проекта позволяет перейти от болтовни к делу и прочувствовать все тягости конкуренции на себе.
Самым распространенным становится «пищевой» бизнес. Отсутствие продуктов неживотного происхождения на полках супермаркетов толкает к поиску поставщиков и открытию собственных точек, чтобы помогать городскому сообществу строгих вегетарианцев не умереть с голоду без соевого творога — тофу. Дух «правильного» предпринимательства воспитал веганские магазины и кафе в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге и других городах. Удачны ли эти проекты?
Мы уже писали о подобном опыте кооперативного функционирования в столице. О том, с чего начинают, как и для кого открывают свои пищевые предприятия в регионах, рассказывают коллективы питерского бара Chiapas и пермского магазина Veganbird, прошедшие огонь, воду, железные трубы, апатию и рейдерский захват.
Больше тофу!
1 марта 2012 года в Перми открылся магазин веганских продуктов Veganbird. Аня, одна из совладельцев и главный идейный вдохновитель предприятия, вспоминает: «Когда я училась в университете на экономическом факультете, то мечтала открыть вегетарианское кафе. В частности, писала бизнес-план, защищала его, думала, как его реализовать, откуда взять денег. На практике это оказалось сложнее, и я пришла к идее магазина». В течение полугода Veganbird существовал как интернет-проект. Во всех делах Ане помогала Ирина, девушки просто искали этичную еду для себя и своих друзей, а интернет-площадка стала местом распространения товаров.
Побывав в соседнем Екатеринбурге, они вдохновились опытом местной лавки «Вегетеринбург». Ребята сами работали продавцами и курьерам, именно они и убедили Аню с Ирой, что нет ничего сложного в создании вегетарианского магазина. Впрочем, спустя некоторое время екатеринбуржцы устали от такого графика и переехали в Европу. Свой бизнес они продали за 60 тысяч рублей, и новому владельцу досталась точка, оборудование, доставка, контакты и неплохой бренд.
К выбору товаров для своего магазина уже в Перми Аня с Ирой подошли рационально: «В первую очередь мы отталкивались от того, чего нам самим не хватает — соевой колбасы, тофу, постного майонеза, десертов без яиц, шоколадных паст и хумуса». Продукты возили из Свердловской области, попутно самостоятельно искали поставщиков безубойных товаров. «Сперва привозили продукты для себя и знакомых, пытались понять, как все работает, позже поток клиентов стал расширяться», — рассказывает Тимофей, еще один соучастник проекта, который присоединился к девушкам позднее. Для работы с большими объемами нужно было зарегистрировать юридическое лицо, остановились на формате ИП — индивидуальный предприниматель.
Открыли магазин в 11-метровом душном подвале. Над головой — два лестничных пролета, нужно было пригибаться, чтобы не удариться: «Поклеили милые картинки типа “берегите голову”, и покупатели воспринимали это как креатив, а не как проблему». Стоимость аренды в самом центре составляла семь тысяч рублей, помещение делили с продавцом бытовой техники.
С началом успешной торговли ребята решили понять, кто их покупатель. Сделали листы с продажами и записывали категории людей, по каким причинам они пришли в Veganbird. Треть покупателей составляли те, кто беспокоился о своем здоровье, треть — те, кого волновали права животных. Оставшиеся — постящиеся православные бабушки и представители ведических культов, которые предпочитают растительную пищу. Успех предприятия не заставил ждать: через полгода Veganbird переехал в новое пространство и смог обеспечивать зарплату еще нескольким сотрудникам.
«Мы никогда не занимались агрессивной рекламой, для этого нужно драться с конкурентами, которые у нас забирают деньги, и сегодня в Перми таких много, — говорит Тимофей. — Вместо того чтобы драться, мы решили остаться сами собой — магазином с товарами для строгих веганов. Никакого молока, мы решили не менять наше предприятие в угоду конъюнктуре». Их магазин занял небольшую нишу в «зеленом» бизнесе краевой столицы, однако долго продержаться так не смог.
Недавно в городе открылась сеть магазинов «Лакшми», в которую местное кришнаитское сообщество инвестирует значительное количество денег. Проект успешен благодаря своему размаху, кроме того они ведут себя агрессивно на рынке, сетует Тимофей: «Кришнаиты приемлют молочную продукцию, и поэтому у них много клиентов. Продукты здесь дешевле — большие объемы, формат супермаркета, обилие позиций». Вследствие сильного конкурента в условиях узкой клиентской базы это стало большим ударом по работе Тимофея, Ани и Ирины.
Фактически когда проявились «Лакшми», то продажи Veganbird значительно пошли вниз. «Кроме того, для нас важней, чтобы люди получили продукт. Причем не важно, у нас или у конкурента!» — говорит Аня. Они рассказывали покупателям, где дешевле найти соевое молоко или колбасы в городе, адресовали людей к другим поставщикам или магазинам, так как, по их словам, магазин не гнался за деньгами, но хотел сохранить лицо и бренд. Бизнес ломается, уверена Аня, потому что сама цель зарабатывания денег не приоритетна: на первом плане — качество, цена, ценности, собственные установки.
Крути педали
В команде петербургской артели «ПОЕХАЛИ!» 14 человек. Идея передвижной кухни вытекла из идеи работать на себя. «Большой опыт работы в ресторанах города привел нас к тому, что работодатель всегда настроен против рабочего», — рассказывает Кирилл. Он уверен, что их интересы совершенно не совпадают, а значит, необходимо организовывать все самим — без начальников и подчиненных.
«ПОЕХАЛИ» сами нашли все материалы для велотележки, позвали друзей, которые помогли ее сделать. Связи с поставщиками продуктов уже были. Дебютировали на фестивале «Ресторанный День». В дальнейшем распространяли еду на различных мероприятиях, которые организовывали знакомые. Многим кухня полюбилась, и их стали звать все активней на спортивные мероприятия, кулинарные фестивали, публичные лекции и фримаркеты: «Наша работа приносит нам удовольствие, иначе бы мы этим не занимались». Предприятие сейчас оформлено как производственный кооператив, изначальный формат — уличная веганская еда.
Кооператив — рассуждают питерцы — это возможность работать на себя и при этом не использовать наемный труд. Кроме того, такая форма предоставляет пространство для личностного роста и взаимного обучения. Они уверены, что кооператив — прототип будущей организации всего общества, основанного на солидарности и взаимопомощи.
Изначально парни решили впятером ездить по городу с велотележкой и распространять качественную еду без компонентов животного происхождения. Основным проектом стал рестобар CHIAPAS, который до недавнего времени располагался в культурном центре «Четверть». «Многие из нас параллельно работают в других местах: кто-то учится, кто-то задействован в других проектах, — говорит Кирилл. — До «ПОЕХАЛИ!» мы участвовали в различных низовых социальных инициативах, пытались в меру своих возможностей сделать мир лучше».
«В современной капиталистической системе — уверяет Кирилл — кооператив это единственная этичная форма организации». Сегодня средний чек составляет 300-400 рублей. В плюс еще не вышли, деньги вложили свои, еще взяли в долг. Основная аудитория — молодые люди, которым интересно пробовать что-то новое. У многих из гостей есть сложившиеся морально-этические принципы. Раскрутка началась благодаря огромному количеству друзей по всему городу и соцсетям.
«Фраза Юрия Гагарина «Поехали!» очень точно ознаменовала новую веху в развитии человечества. В рестобаре мы используем не столько мексиканскую символику, сколько символику революционную. Революция как качественный скачок в развитии общества, как переход на новый более высокий уровень, как коренное изменение одеревеневших устоев. В мексиканском штате Чьяпас зародилось движение сапатистов, чьи успехи нас вдохновляют».
Владельцы бара уверяют, что не закрыты от внешнего мира и рады видеть у себя в гостях всех, кто не исповедует идеи ненависти и дискриминации. Все решения, в том числе и решения о принятии новых членов, принимаются консенсусом. Некоторые из них не были знакомы друг с другом до открытия рестобара. Впрочем, они продолжают работать на мероприятиях с велотележкой: «Это помогает нам увидеть людей и пообщаться с ними».
Российская действительность: сам кашу заварил, сам и расхлебывай
Сейчас пермяки переключились на новое предприятие: не так давно участники Veganbird решили закрыть проект и направить все усилия на доставку готовых веганских завтраков и ланчей. В конце года стартовала доставка еды Vegetarian Revolution. Главная проблема, с которой столкнулись инициаторы, это «отвратительное отсутствие людей», на которых можно положиться.
Желая произвести диверсификацию бизнеса, они переживают, что так и не смогли найти для магазина хорошего преемника, который бы ответственно занимался делом. Тимофей сетует: «В городе жесткий дефицит ответственных активистов. Они все боятся что-то делать самостоятельно!». Вложив множество финансовых и моральных усилий в раскрутку проекта, Аня и Тимофей хотели отдать его в надежные руки. Однако пока не могут встретить людей, готовых взвалить на себя хотя бы менеджерскую работу по поддержке бренда. Те же причины называли и организаторы питерского «Веган-клаба», закрывшие проект меньше чем через год.
Закончилось и пребывание CHIAPAS в «Четверти» — их вместе с десятками инициатив выгнали на улицу после подковерной борьбы владельцев и рейдерского захвата с участием людей, напоминавших бандитов из 90-х. Отремонтировав полуразрушенный особняк, куда вселилось множество творческих коллективов, мелких предпринимательских и культурных проектов, кураторы пали под напором владельцев помещения. Аналогичные проблемы в свое время возникли и в Москве. Рейдеры вытеснили из занимаемых пространств магазин виниловых пластинок DiG и кафе «Укулешная».
Насильственная попытка защиты здания провалилась, обращения в СМИ остались без результата, юристы кураторов проекта не смогли доказать право на сохранение условий прежнего договора. Сейчас они ожидают суда по имущественному спору и готовят материалы для защиты интересов резидентов. После длительных разбирательств коллективу CHIAPAS удалось вывезти из бывшего культурного пространства свое оборудование, при этом было выброшено колоссальное количество испорченной еды. Почти месяцы веган-повара, как и в былые времена, были вынуждены заниматься кухней на выездных мероприятиях, однако 31 января они открываются в новом месте напротив входа на остров Новая Голландия.
Веганский бизнес, будь то кафе, интернет-магазин или своя небольшая лавка, узкоспециализированное предприятие со своей особой нишей, которое должно держаться на высоком качестве и постоянных клиентах. Однако на поле соевых сосисок появляются все новые игроки, и предприниматели не всегда выдерживают конкуренцию: предложений больше, спрос эластичней, а снижать цену, платить аренду и выживать получается не у всех. Проблема урегулирования прав собственности также встает препятствием на пути благородного начала.
Однако комплекс проблем не мешает энтузиастам открывать свои проекты. Подобных инициатив становится больше не только в Москве, но и в других регионах. Главное, по мнению бывалых, усердно работать, подходить к делу с творчеством, не гнаться за прибылью, отпугивая клиентов, не конфликтовать между собой и не вешать нос в случае первого поражения. В конце концов, даже проблема отсутствия места вполне решаема: ведь не красна изба углами, а красна пирогами.