Моя статья «Чокнутый интернационализм» вызвала критику со стороны некоторых радетелей пролетарского интернационализма (а на самом деле, думается, его извратителей). Но была и горячая поддержка со стороны многих трудящихся, вплоть до такого: «Автор — молодец, знает жизнь!». Спасибо большое, конечно. Это укрепило меня в правильности постановки вопроса. Но поговорим сперва о «критиках».
Вначале я думал так: поспорим, рассмотрим проблему со всех сторон в дежурном порядке и к другим делам перейдем. Однако сразу на меня бросились навешивать ярлыки наподобие: «оппортунист», «нацист» (!) и прочее. Знаете, как трус иногда выдает себя проявлениями неадекватной жестокости, так моментальный переход к таким обвинениям выявил идеологическую слабость подобных критиков. Как будто они испугались, что их поймали на месте преступления. И я вскоре вообще пришел к мысли, что это весьма смахивает на мелкобуржуазный радикализм. Внешне вроде бы все сверхреволюционно, а по сути — мелкобуржуазная извращенность сознания.
Есть такая пословица: за деревьями не видеть леса. Ни к чему другому так точно не подходит эта пословица, как к нынешним настроениям в «левых» кругах по национальному вопросу, в частности, по вопросу о трудовых мигрантах. Знаете, глупо вообще-то все время чистить ногти, когда ты весь с утра до вечера в полном… ну как бы это сказать тактичнее… в грязи. Глупо кричать по любому поводу об интернационализме с трудовыми мигрантами, когда их, этих самых трудовых мигрантов, здесь вообще не должно быть. Вообще! По крайней мере, уж точно не в таком количестве.
Трудовая миграция, особенно в нынешних российских условиях, это огромная подпорка для путинского режима. Переоценить ее вес в этом отношении трудно. Это таран по отношению ко всему российскому рабочему движению. И я глубоко убежден, что русский рабочий, будь он хоть сталевар, хоть слесарь, это прекрасно понимает если не умом, то классовым чутьем. Однако мелкобуржуазные демократы, из которых и состоят пока в большинстве нынешние «левые» наподобие Биеца и ему подобных, этого понимать никак не хотят. В том числе, по весьма своекорыстной причине. Но обо всем по порядку.
В социальном смысле у подавляющей массы трудовых мигрантов «гастролерная» психология. Приехать, заработать, уехать. И это очевидно — дома их семьи ждут. Допустим, таких шестьдесят процентов из ста. Допустим, тридцать процентов как-то здесь устроились, может, даже ухитрились семью перевести, и они уже хотят жить как русский мещанин. Машина, дом и тому подобное. Да что там говорить — даже многие русские рабочие об этом мечтают. И только десять процентов (и то с большой натяжкой, это было бы чудесно, если так) потихоньку начинают читать книжки и задумываться о более справедливом обществе, том же социализме. Если вы скажете, что это не так, что большинство трудовых мигрантов приезжают сюда сразу строить социализм — ну, это уже к психиатру. В таких рамках никакая дискуссия не поможет.
Спрашивается: на шиша «гастролеру» проблемы в виде забастовок и прочая принципиальная борьба против русской буржуазии?!.. Ему, наоборот, надо заработать здесь и сейчас! Здесь и сейчас. К зиме, к примеру, уже домой надо ехать с деньгами. Какие тут забастовки и пикеты?!.. А работать когда?!.. А посему ни о какой реальной борьбе в этой среде не может быть и речи. Выгодно это русской буржуазии?.. Очень даже выгодно.
Со второй категорией сложнее, но не намного. Над этой категорией все время висит угроза депортации в случае чего. Все время. Если захотеть, буржую с чиновником всегда можно к чему-нибудь прицепиться в этом плане. Ну и какая последовательная борьба в таких условиях против капитализма?!.. Тут русского рабочего еле расшевелишь, а вы хотите из обсуждаемых «ударный отряд» сделать? Смешно. Придете вы к нему, заставите бороться — его депортируют, и он же вас возненавидит и всех этих «красных» скопом проклянёт. Никто не говорит, что здесь совсем нет маневра для борьбы. Ничуть! Он везде есть, даже в камере тюрьмы. Но коль мы должны мыслить в политическом плане (или не должны, а так, на улицу прогуляться вышли?..), то нужно признать, что это весьма ненадежный пролетарский отряд. Весьма. Выгодно это буржуазии?.. И не передать словами, как выгодно.
Перекроет эти два негативных фактора наличие горстки грамотных иностранных рабочих, то есть третья группа в нашем случае?.. Не смешите мои подковы, как говаривал один небезызвестный художественный персонаж. Ну, а ущерб для сознательных русских рабочих вследствие всего этого весьма очевиден. В такой социально-экономической и политической обстановке трудно вести борьбу с буржуазией. Покоясь на труде мигрантов в том числе, капиталистическая машина может и поделиться с «креативным» классом, может подкупить верхушку рабочего класса, дать очередные подачки пенсионерам и т.д. и т.п. Я уж не говорю про все нарастающее штрейкбрехерство, где шаг за шагом мигранты занимают и те места, где и русские рабочие не прочь поработать. Если и русский рабочий начнет «возникать», ему могут пригрозить заменой на мигранта в определенных секторах экономики. Выгодна такая социальная обстановка русской буржуазии? Еще как выгодна. Является в данном случае трудовая миграция тараном по отношению к деятельности сознательных русских рабочих? Является.
А теперь представим, что трудовых мигрантов вообще нет. Вообще! Неважно, хороших или плохих, неважно, на плохих или хороших работах они работают — нет их! Вот тогда русская буржуазия сразу бы зачесалась, и очень интенсивно. Русскому рабочему нормальную зарплату дай, страховые взносы дай, безопасные условия работы обеспечь, его отцу и матери настоящую пенсию сделай, детям садик построй, и т.д. А если не будешь этого делать, мы тебе такую забастовку устроим, что и до революции будет недалеко. Изменит такая ситуация и социальную, и политическую атмосферу сразу во всем обществе?.. Еще как изменит. И изменит, разумеется, отнюдь не в худшую сторону.
Еще раз: никто не утверждает, что работать в революционном смысле с трудовыми мигрантами вообще не надо, коль мигранты уже здесь, а главное, если они сами хоть на каплю к этому готовы. И я ни здесь, ни ранее этого не утверждал, как хотелось бы некоторым моим недобросовестным критикам. Но это только конкретный случай, частная перипетия борьбы. Но мы же должны выковать политическую линию! Политическую! Поэтому суть проблемы совсем в другом.
Суть в том, что гораздо лучше поменять плохое количество на лучшее качество! Суть в том, что гораздо более эффективно бороться с буржуазией посредством вообще недопущения трудовой миграции! Суть в том, что в этом смысле многие русские рабочие абсолютно правы, когда говорят мигранту: не езжай сюда! А если ты уже здесь, то уезжай. И это в нынешних условиях правильная политика. Революционная политика. Будет борьба с русской буржуазией в частности лучше, качественнее, динамичнее, если вообще не будет трудовой миграции? Несомненно, будет! Не понимает этого только тот, кто или настолько запутался в трех соснах, что именно за деревьями не видит леса, или тот, кому это выгодно, о чем ниже.
Образно говоря, проблема в том, что трудовая миграция — как нескончаемый поток. Затратите вы огромные усилия, чтобы воспитать в революционном духе мигранта, поведете плечом к плечу с ним атаку на русскую буржуазию, а последняя опять бросит в бой приезжих гастролеров, которые в первую очередь не забастовкой озабочены, а деньгами здесь и сейчас. И вся ваша забастовка коту под хвост. И так без конца! Без конца, понимаете?!..
Победить русскую буржуазию можно только одновременными двумя ударами с двух сторон. С одной стороны, воспитать мигрантов в революционном духе, коль они уже приехали. С другой стороны, не допускать приезда опять «сырых». Эти тактики — сообщающиеся сосуды. Близнецы-братья. Одна без другой не работает! Или все, или ничего.
Даже более того! Воспитать в революционном духе трудового мигранта очень и очень трудно. Спросите любого рабочего и любого профсоюзного деятеля, они подтвердят, если врать не будут. Поэтому гораздо надежнее именно в современных условиях (не исключая первого) — напирать на второй, качественный путь! Не будет трудовой миграции — будет гораздо легче драться с русской буржуазией. И даже более того: отсутствие трудовой миграции резко революционизирует ситуацию и «по ту сторону»! Если в государствах Средней Азии не будет выпускного клапана в виде трудовой миграции, котел там лопнет! Справедливо возмущенные отсутствием работы трудящиеся пойдут приступом на свои деспотические правительства. Что в этом плохого?!.. Риторический вопрос.
Но тут появляются или головотяпы, или махинаторы от наших псевдо-левых и, как обкуренные кришнаиты, затягивают свою очень «интернациональную и революционную» хари-хари в виде всей той критики, которая обрушилась на мою первую статью. Был бы я интеллигент, окончивший какой-нибудь заштатный вуз, коих сейчас немыслимое количество, где и от работы увиливают, и мозгов не дают (не в обиду настоящей интеллигенции), может быть, и бросил все это дело. Но не на того напали. Я в этой жизни поработал и на заводах, посидел в рабочих курилках и знаю, что на самом деле думают российские рабочие. И меня подобные инфантильные хари-хари в виде игрулек в политику не проведут.
Более того. Мелкая «левая» буржуазия, фактически не связанная с коренными интересами рабочего класса, но, как правило, на словах сверхреволюционная, на самом деле не хочет ломать нынешний строй. Она и так неплохо живет. В глубине души у нее животный страх перед действительно революционной политикой. Игрульки в политику — это пожалуйста. А реальная политика — нет уж. Мелкобуржуазные демократы очень охочи поиграть в политическую благотворительность по отношению к трудовым мигрантам, но не более того.
На самом деле они заинтересованы в том, чтобы мигранты были постоянно в стране. Они понимают, что без них капиталистическое хозяйство резко встанет, и это аукнется и на их тепленьких местечках. Поэтому они заинтересованы в слащаво-благотворительном, а не подлинно классовом, отношении к мигрантам среди левого движения; и, собственно, они это отношение усиленно насаждают. А вот чтобы честно сказать последнему: лучше бы ты, брат, у себя дома революцию делал, сюда бы не ездил, и этим ты поможешь и русским рабочим революцию сделать, — об этом и речи нет. А кто хотя бы попытается заговорить в таком русле — тут же поднимается вопль: «караул, нацизм, фашизм!» и прочее хари-хари в стиле «кручу-верчу, надурить хочу».
Ведь что такое недопущение трудовой миграции? Это и есть забастовка против русской буржуазии, и не в локальном масштабе, а в масштабе всей страны! Если не будет дешевого труда мигрантов, русская буржуазия ослабнет, а русские рабочие на этой почве гораздо успешнее поведут наступление на нее, и, захватив власть, они помогут и соседним странам. Это и есть классовая и подлинно революционная постановка вопроса. Она же и по-настоящему интернациональная.
Но тут появляется «радетель» якобы интернационализма и начинает слащаво-гнусно ныть: ах-ах, вы обижаете наших дорогих мигрантов такой позицией! Пусть они работают. Пусть. Пусть на их труде по-прежнему покоится вся буржуазная машина, которая шаг за шагом будет извращать и российское общество путем роста «креативного класса».
И ведь какая мерзость: еще вдобавок прикрываются интересами рабочих. Прикрываются великим лозунгом пролетарского интернационализма, при этом выхолостив его и лишив подлинного содержания. Кого вы хотите обдурить подобными махинациями? Неужели я своей статьей приоткрыл эту вашу мелкобуржуазную гнилую струнку в виде заинтересованности в труде мигрантов и фактического сохранения нынешней буржуазной машины? Вы из-за этого так разволновались? Так что ж поделать, если вы никакие не борцы за дело рабочего класса, а обыкновенные мелкобуржуазные демократы с соответствующим извращенным сознанием. Это ваши проблемы.