24 апреля на первом пленарном заседании обновленного Общественного совета при Минобороны РФ Сергей Шойгу обратил внимание на то, что уже в текущий призыв будет набрана первая научная рота, и подчеркнул, что, по его мнению, это направление имеет серьезную перспективу.
Для начала военные планируют создать пять научных рот на 80-100 студентов каждая. После того как эксперимент будет признан удавшимся, они продолжат активно внедрять эту практику.
Проект по созданию студенческих подразделений, так называемых «научных» рот, в общих чертах напоминает грандиозную затею Александра I по созданию военных поселений. Ничего хорошего с этими поселениями не вышло (правда, сам Александр I считал эксперимент удачным и продолжал внедрять эту практику до конца своих дней), хотя задуманы они были из самых лучших побуждений — частичное упразднение рекрутского набора, прохождение воинской службы без отрыва от семьи и хозяйства, выкуп на сэкономленные средства крестьян с землями для дальнейшего их освобождения и т.п.
При всей своей утопичности и чудовищности реализации, идея с военными поселениями, надо признать, появилась не на пустом месте. Военная система тех времен действительно остро нуждалась в реформе, да и крестьянский вопрос надо было срочно решать. Поэтому сама попытка найти решение этих наболевших вопросов вполне понятна. Другой вопрос в том, насколько этот проект был разумным и каким образом он претворялся в жизнь.
Но какая у нас сейчас необходимость в научных ротах? Какие задачи пытаются ими решить? Какой в них смысл?
Напомним смысл идеи научных рот: студенты вузов служат в армии без отрыва от учебы. Рассматривается вариант прохождения учащимися военной службы во время летних каникул в специально созданных военно-студенческих подразделениях. То есть: три-четыре месяца послужат — потом перерыв на учебу, сессию. Затем опять в армию маршировать. И так в течение всей учебы в вузе. Помимо осваивания основных армейских навыков, в научных ротах студенты будут задействованы, как утверждает Минобороны, и по своим научным специальностям в интересах военного ведомства.
Военные объясняют необходимость научных рот тем, что армия остро нуждается в талантливой молодежи. Они обещают, что основной армейской целью и главной функцией талантливых студентов-рядовых будет именно научно-исследовательская работа в интересах обороны страны.
Отлично! Но к чему такая навороченная, сложная схема? Почему бы не завлекать талантливых молодых специалистов на научно-исследовательскую работу в интересах обороны после получения ими образования, создав им подходящие условия? Насколько продуктивно будут работать на оборонку талантливые первокурсники во время летних каникул, при этом параллельно осваивая все премудрости армейской службы — зубрежка устава, строевая, марш-броски и т.п.? Насколько хорошими они в итоге станут специалистами после окончания вуза, если их учеба, требующая напряжения, постоянного погружения в материал, будет регулярно прерываться трехмесячной углубленной войсковой подготовкой? Или опять хотят сэкономить? Ведь специалистам надо платить, а военнослужащие по призыву, как известно, представляют собой не только бесплатную рабочую силу, но и бесправную. Так и стройбаты вновь начнут создавать.
Правда, ранее на встрече со студентами и преподавателями МГТУ им. Баумана, когда данная идея только стала обсуждаться, Сергей Шойгу озвучил еще один важный момент, который приоткрывает другую сторону этой военной «стратегии».
Шойгу сделал акцент на том, что для армии «сегодня нужен другой солдат — подготовленный и высокопрофессиональный защитник Отечества». Здесь как раз опять нестыковочка получается — как можно стать таким солдатом, служа с горем пополам три раза по три месяца с большими перерывами? Но когда министр обороны подводил слушателей к этому постулату, он, обращаясь непосредственно к студентам, произнес следующую ключевую фразу: «Мы делаем вам шаг навстречу. Для нас было бы проще встретить вас в одночасье с новенькими дипломами, коротенько подстричь и отвезти туда, куда нам нужно, но нам сегодня нужен другой солдат…»
Понять и оценить эту фразу министра обороны в полной мере может, пожалуй, только тот, кто имеет четкое представление о том, как сегодня в крупных городах России выполняют план по весеннему призыву. Кстати, эта встреча Шойгу со студентами состоялась незадолго до начала весенней призывной кампании. А выполняется план во многом именно так, как напомнил им Шойгу — в одночасье забирают выпускников вузов. Когда студенты последних курсов еще только готовятся к сдаче госэкзаменов и защите диплома, на них, в нарушении действующего законодательства, устраивают облавы и с милицией доставляют их в военкомат. Их вызывают через деканат на призывные мероприятия, где они получают повестку на контрольную явку. Делается это все для того, чтобы сразу после защиты диплома, не дав опомниться, направить студентов в армию.
Шойгу как бы намекнул — выбирайте новый вариант добровольно, вам ведь лучше, и служить будете с комфортом, и бегать от нас не придется.
Но тут другой вопрос: зачем военным идти студентам навстречу? Ну, ловили бы их себе, как раньше, невзирая на закон. Чего ради целые спецроты для них создавать? Ведь такими ротами недокомплект воинских частей, из-за которого такой шум они поднимают, не решить. Да и толку, на самом деле, от подобных студенческих подразделений будет мало. Ведь были в армии раньше спортроты, чтобы спортсмены могли пройти службу по призыву без отрыва от тренировок, при этом участвуя в соревнованиях. В итоге от этих рот отказались, так как подобная военная служба оказалась фикцией — спортсмены практически все время были на тренировках, иначе подготовиться к соревнованиям было не реально. Впрочем, сейчас военные планируют возродить и спортроты.
Очень похоже на то, что возродить спортроты и создать по их принципу студенческие, хотят как раз ради фикции, имитации.
Когда Шойгу говорит, что сегодня нужен другой солдат — подготовленный и высокопрофессиональный, в этом он абсолютно прав. Но таких солдат не делают из призывников. Для этого есть служба по контракту. Высокопрофессиональный военнослужащий — это, в первую очередь, тот, для кого военная служба профессия, на которую он приходит не на год (тем более, не три раза по три месяца), а на длительный период, и посвящает всего себя осваиванию военной науки. Тогда он становится настоящим специалистом в своем деле.
Научные роты — это оправдание службы по призыву, имитация ее эффективности. Вроде как при внедрении подобной схемы профессиональным военнослужащим сможет стать каждый, в том числе и талантливый студент, который при этом не растеряет своих научных возможностей, а только их приумножит.
Но главная задача нового военного проекта — это спасение призывной системы. «Студбатами», «спортротами» и т.п. будут пытаться замаскировать одну из главных проблем нашего призыва — нехватку призывников и нежелание многих талантливых молодых людей тратить время на службу в армии, которая, по большому счету (пока у нас сохраняется призывная система), тоже является имитацией.