1 февраля вступила в силу новая статья закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Эти меры направлены на блокировку «экстремистских» ресурсов, что может превратиться в цензуру интернета, в частности — тех масс-медиа и социальных сетей, которые на фоне «арабской весны» стали мощным катализатором протестных настроений. Новая норма напрямую запрещает призывы к участию «в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». Новейшая история блокировки демонстрируют то, что суды выносят скоропалительные решения в отсутствии обвиняемых.
По сути бан без предупреждения владельца уже узаконен: «Газета.Ru» узнала о недоступности своего портала в Ульяновской области лишь от собственных читателей. Доступ был заблокирован в Ульяновске в конце июня 2013 г. Соответствующее решение было принято судом месяцем ранее на основании запроса прокуратуры.
Зона риска
Нововведение в первую очередь направлено не на запрет размещения информации владельцами страничек, а на ограничение доступа к этим порталам со стороны посетителя. В статье 15.3 это разъясняется в пункте 2.1. Все остальные действия направлены на возобновление доступа к пользователям уже заблокированного ресурса. Единожды попав, все неугодные хостинги или сайтовладельцы, которые не захотят удалять данные, отправятся в вечный бан. Кроме того, в Думу внесен законопроект, который предполагает досудебную блокировку сайтов, распространяющих недостоверную информацию о банках и публичных организациях. Таким образом рядовым пользователям будут доступны только те ресурсы, которые согласны сотрудничать.
«Не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право это говорить», — такие слова биограф Вольтера вложил в уста философа, резюмируя его идеи. Экстремизм —приверженность крайним взглядам. Насколько они радикальны, решают те, против кого направлена критика. Под этим понимают, в том числе «воспрепятствование законной деятельности госорганов» и «заведомо ложное обвинение лица, занимающего госдолжность». Правоприменительная практика экстремистского законодательства, говорят адвокаты, чрезвычайна порочна — с 2008 года можно прямо в стиле бестселлера «1984» получить срок за мыслепреступление. Сейчас глава Федеральной службы по надзору в сфере связи Александр Жаров прямо говорит, что ведомство не будет называть попавшие под опалу интернет-площадки.
Госслужащий уверен, что знание о запретном привлечет внимание к сайтам, представляющим «прямую угрозу безопасности общества». Докладывая о страшилках в Сети, власти требуют легитимности на вмешательство — дамоклов меч занесен над всеми. В феврале в ЖЖ под запрет попал «Дневник Славянина» (из-за чего упала вся платформа), наказание постигло площадку для демотиваторов и портал украинской организации, где рассказывалось про солидарность русских правых с Евромайданом. Сегодня закон также охраняет не только фильмы, но, как и предсказывали в «Пиратской партии», все объекты авторских и смежных прав, в том числе книги и музыку.
Многие политические активисты жалуются, что вышедший из РУБОПа Центр «Э» использует методику 90-х гг. с подставами и передергиваниями. В книге «Полиция мыслей. Власть, эксперты и борьба с экстремизмом в современной России» историк Алек Эпштейн приводит широкий список абсурдных примеров охранительской логики. Оказавшиеся на скамье обвиняемых не могли заподозрить, что их привлекут по статьям УК 280-й «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и 282-й «Разжигание межнациональной розни»
Например, 30 октября 2009 года в Тюмени по случаю дня рождения Управления по противодействию экстремизму выступил участник «Автономного действия» Андрей Кутузов. Горожанам раздавали праздничный торт и листовки, разъясняющие причину уличной вечеринки. Полгода спустя на квартире преподавателя провели обыск — изъяли диски и агитку с призывами к расстрелу милиционеров, почти такие же и раздавал кандидат филологических наук.
Криминальными в прокламации стали разбросанные по всему тексту предложения, где с множеством орфографических ошибок доказывалась необходимость убивать сотрудников. Был найден и диск, содержащий эту листовку, но уже в суде выяснилось, что файл сохранили только 17 июня 2010 года. Запись была сделана с помощью программы Nero Burning ROM, работающей на операционной системе Windows. У Андрея же на изъятых компьютерах стоял Linux. Несмотря на явные подтасовки «улик», тюменца осудили на два года условно, а из вуза уволили его за «аморальный проступок, несовместимый с продолжением работы».
10 сентября 2013 г. в Саратове задержали лидера местных анархистов Олега Петрова, организатора акций солидарности с фигурантами «Болотного дела». В его закрытом для случайных посетителей профайле в «ВКонтакте» полиция нашла репост двух видеороликов — смонтированное под музыку группы «Коловрат» гей-порно. В ожидании суда 28-летнему саратовцу остается лишь разводить руками: «Я антифашист, а меня обвиняют в распространении нацистских песен».
Самоконтроль
Сейчас экстремистские преступления перешли в ранг «средних», следовательно, обвиняемые теперь будут заключаться под стражу. За организацию радикального сообщества грозит уже шесть лет, за участие в нём — четыре. Штраф вырос до 500 тысяч рублей. Всего в минувшем году юристы Ассоциации «Агора» зафиксировали 1832 факта ограничения свободы в Сети — это в два раза больше, чем в 2012 году. Вдвое выросло число случаев, когда привлекали за интернет-активность: 30 уголовных дел возбуждено за публикации в «ВКонтакте»; в «Одноклассниках» и Facebook, соответственно, четыре и три инцидента.
«Инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли называют самостопом, — поясняет Голдстейн, герой книги Оруэлла. — Не видеть аналогий, не замечать логических ошибок, неверно истолковывать даже простейший довод». Причина повышенного внимания к интернету состоит в том, что он по-прежнему отвоевывает у телевизора место главного источника информации: «Дождь» обошел «Первый канал» по цитируемости, превысил суточную аудиторию первой кнопки и «Яндекс».
Наиболее одиозные случаи — предупреждения редакциям Grani.ru и Polit.ru. За публикацию «иконы Pussy Riot» новосибирского художника Артема Лоскутова эти СМИ могут лишиться аккредитации. Второе предупреждение последовало в мае прошлого года, до этого у обоих изданий уже было по предупреждению, после третьего их ожидает автоматическое закрытие. Ими были поданы обжалования, но в сентябре 2013 г. суд отклонил их, и изображение было удалено. В марте 2013 г. за демонстрацию признанного экстремистским панк-молебна в храме Христа Спасителя поплатились Neva24.ru, «Новый Регион» и Regions.ru. Они сразу удалили крамолу.
Сотрудник Роскомнадзора Вадим Ампелонский оправдывается, говоря, что они лишь технологические посредники между прокуратурой и операторами связи. Чиновники должны связываться с провайдерами и владельцами страничек, чтобы те убрали всю крамолу. При этом в тексте документа нет конкретных сроков исполнения приказа: понятие «незамедлительно» можно трактовать самым широким образом. Механизм работы чиновников фактически не предполагает коммуникации с хозяевами площадок.
Контент-анализ
Всего в Федеральный список экстремистских материалов входит 2201 запись, в Едином реестре — почти 3400 эпизодов. Прежде перечень таких материалов устанавливал суд, сейчас это фактически выводится из-под его компетенции — достаточным основанием для блокировки признается решение прокуратуры. Власти пошли на это, проигнорировав петицию в защиту интернета, собравшую в рекордные сроки 100 тысяч подписей.
Сегодня многие новостные порталы вынуждены пресекать публичные дискуссии, удаляя комментарии к материалам, спустя пару дней. Благодаря мощной фильтрации на техническом уровне журналисты вынуждены идти на самоцензуру. В случае, если какой-то сайт не открывается, изучите упомянутые списки, а также реестр Мосгорсуда по «Определениям о принятии предварительных мер в отношении нарушителей авторских прав». Затем рекомендую отправить запрос провайдеру и хостеру о причинах бана. Если они перешлют требования контролирующих органов, то обжалуйте тот факт, что вас не позвали на заседание суда. Иногда бывает достаточно удалить крамольный комментарий или снять текст, чтобы доступ был возобновлен.
Прецеденты обращения в суд со стороны пострадавших сайтовладельцев можно пересчитать по пальцам, ибо тяжба может затянуться на месяцы. Учитывая нынешнюю практику, можно сказать, что органы не готовы исправлять имеющиеся в законе косяки. В самом Роскомнадзоре уверяют, что механизм работает отлично, и невиновные не страдают. На самом же деле в случае бана сервера с крамольным контентом становятся недоступны все, кто хостился здесь. Сегодня из-за блокирования 900 сетевых адресов россияне лишены доступа к 36 тысячам веб-страниц — это продолжение начавшейся в 2012 году атаки на Сеть.
Лавирование
Одним из способов не потерять аудиторию может стать регистрация сайта на новом адресе, желательно на зарубежном хостинге и домене. Из 6 млн. доменых имен в зоне .ru 30%, по данным сервиса «Домены России», остались непродленными. Другое дело, что в этом случае может последовать бан по IP-адресу по отношению ко всей компании, предоставляющей площадку для сайта. Тогда на помощь придут запасные адреса и сервера-зеркала.
После смены домена и IP максимально оповестите читателей об изменении адреса через социальные сети или электронную почту, которую многие используют в качестве логина на сайте. Facebook и «ВКонтакте» — частные компании, чья главная цель заработать, следовательно, свести к минимуму финансовые потери и увеличить аудиторию всех возрастов. Не возвращают группу обычно после нескольких рецидивов.
Несмотря на то, что подписки дают трафик, а соответственно и рекламу, компании не готовы рисковать. Примером этого в «Фейсбуке» стало закрытие страниц, посвященных Pirate Bay в 2009, «Анонимусам» в декабре 2010, арабо-израильскому конфликту в марте 2011 и FEMEN в июне 2013 гг., поэтому от блокировки никто не застрахован. В случае блокирования основных групп, имейте уже известные юзерам запасные подписки. Еще можно добавлять всех подписчиков в друзья на специально заведенный аккаунт администратора. Тогда в случае блокировки он сможет оповестить френдленту о новой группе.
Самообразование
Другой способ обойти ужесточающуюся цензуру заключается в самоорганизации читателей. Нужно лишь научиться некоторым хитростям. Речь в первую очередь идет о программах анонимизации трафика. Вот несколько доступных сейчас способов:
- Проще всего использовать браузер Opera в Turbo-режиме. Информация кэшируются на серверах компании, затем становится видной пользователям. Так же действует Mozilla Firefox и Google Chrome
- Анонимайзеры, они же прокси, позволят скрыть IP-адрес от сайтовладельца, обращения будут поступать с промежуточного сервера — anonymouse.org или hidemyass.com. На ресурсе просто необходимо набрать адрес страницы, и она откроется.
- Установите расширение friGate, он же «Фрегат», для браузера Chrome. Программа проверяет, доступен ли сайт из списка: если нет, то включается анонимайзер. Главный плюс — не требуется конфигурация после установки, минус — невысокая скорость.
- RSS-агрегаторы — приложение для автоматического сбора сообщений. В случае обновлений, программа уведомляет о них. Сейчас все масс-медиа транслируют информацию таким образом — достаточно лишь знать адрес новостной ленты.
- Virtual Private Network — это виртуальная частная сеть, провайдер не знает, что вы посещаете. Установите VPN-соединение до зарубежного сервера, после этого весь трафик будет перенаправлен через это соединение. Цена вопроса — более $10 в месяц, один из наиболее известных — privateinternetaccess.com.
- Прокси-сервер — это удаленный компьютер, который является посредником для выхода в Сеть. Хороший сервис представляют immunicity.org и stealthy.co. Они требуют элементарной настройки единожды, но недостатком подобных сетей является снижение скорости трафика.
- И самым надежным способом прочитать или опубликовать материал является TOR (The Onion Routing — «маршрутизация по принципу луковицы»). Путая следы, программа несколько раз перенаправляет пользовательский трафик. Следовательно, провайдер не знает о настоящем запросе. Эта же программа отчасти помогает избавиться от внимания СОРМа — Системы технических средств для обеспечения функций оперативно-рoзыскных мероприятий.