Менее года Папа Римский Франциск занимает престол предстоятеля Римской Католической Церкви. Но за это краткое время он успел приобрести славу реформатора Церкви, хотя его реформы касаются в основном внутренних проблем церковного сообщества.
В вышедшем апостольском обращении «Радость Евангелия» мировое сообщество более всего заинтересовалось четвертой главой, посвященной социальному измерению евангелизации. Однако было бы ошибкой рассматривать эту часть вне контекста целого документа.
Основная цель обращения Папы Франциска — указать на проблемы современного общества и наметить пути их решения. Главным образом это проблемы утраты Церковью некоторых важных элементов своей идентичности. Проще говоря, речь идет об открытости Церкви к людям. Еще до своего избрания на пост Папы Римского кардинал Хорхе Бергольо писал, что «церковь, замкнутая сама в себе, становится самодовольной и бессмысленной». Церковь, по мысли Папы Франциска, обязана быть ориентированной на человека.
Современная экономическая система буквально убивает людей тем, что человек сам по себе перестал быть ценностью. «Скачок индекса на фондовом рынке на два пункта вызывает бурю информации в СМИ, а смерть нищего от голода и холода — нет» (п 53). Такое положение папа Франциск считает нарушением заповеди «не убий». В современной экономической системе Человек сам превращается в потребляемый товар. Утверждать на этом фоне, что ничем не ограниченный рынок якобы приведет к большей справедливости и открытости в мире, является большой ошибкой. Фактически мы можем наблюдать квазирелигиозную веру в «благость» свободного рынка, которая не подтверждается фактами. Доходы богатых растут быстрее доходов бедных, а потому миф о «благости» рынка, свободного от всех форм контроля со стороны общества, выгоден именно богатым. Этот разрыв солидарности фактически уничтожает общество, делая его всего лишь группой потребителей.
Ссылаясь на документы синодов епископата Азии и Африки, папа Франциск пишет о том, что для новой экономической системы выгоден человек без связей с другими людьми, словно подвешенный в воздухе, без культуры, без семьи, без отечества, без религии — словом, без всего того, что может так или иначе сдерживать неограниченное потребление и эксплуатацию человека в интересах свободного рынка. Подобная «оторванность» формируется в результате манипуляций с помощью СМИ, посредством которых идеология потребительства распространяется среди людей.
Распространение «новых культов» (сект) фундаменталистского направления, по мнению понтифика, так же результат распространения идеологии потребления, но как ответная реакция на крайности материалистической потребительской культуры.
На этом фоне папа Франциск критикует поведение христиан, многие из которых представляют учение о жизни в Церкви как «сплошной великий пост без Пасхи». Именно это отсутствие радостности, отсутствие желания делиться любовью толкает людей на поиск удовлетворения своих духовных нужд вне веры в Бога.
От себя хотелось бы добавить, что религиозный фундаментализм как реализация желания распространять веру насилием является по сути сублимацией неверия. Иначе говоря, это результат превращения веры в идеологию, сопровождающегося отсутствием собственно религиозного опыта.
С точки зрения христианского вероучения, стремление человека к справедливости (причем именно к конкретной справедливости, а не к абстрактной ее идее) является одним из свойств человека, которое открывает его мистическое родство с Богом, тот самый «образ и подобие» из первых глав книги Бытия. Стремление к преодолению неравенства, возникающего как злоупотребление свободой, это естественное желание человека, и более того — актуализация божественного начала в человеке. Поэтому нацеленность на построение справедливого общества присутствовала на протяжении всей человеческой истории, о чем свидетельствуют многочисленные проекты такого общества, создававшиеся великими умами разных поколений.
Однако здесь надо дать пояснение. С точки зрения христианской доктрины, преодоление неравенства не означает отказа от разнообразия форм культуры или систем отношений между людьми. Равенство людей вовсе не означает их одинаковости, но их разность должна являться источником не ненависти, а любви. Все люди разные, в том числе и по интеллектуальным, духовным и материальным возможностям. Потому большие возможности кого-либо должны служить общему благу, восполняя отсутствие возможностей у других — как старший ребенок в семье помогает младшему достать предмет, находящийся высоко для него.
При этом христианское учение отрицает возможность насильственного построения справедливого общества. Насильственное изменение общественного устройства приведет просто к смене одни эксплуататоров другими. Потому борьба за справедливость, в том числе и социальную, должна происходить путем духовного и этического развития общества.
Христианская доктрина мыслит все человечество как единое, «происходящее от одной крови и одной почвы» (Бенедикт XVI). Потому стремление к солидарности не только между отдельными людьми, но и между народами, важно для всего человечества.
«Услышав крик целых народов, самых бедных народов земли, так как “мир основан не только на уважении прав человека, но и на уважении прав народов” (Компендиум социальной доктрины Церкви), мы должны сказать: к сожалению, даже концепция “прав человека” может быть использована в качестве оправдания чрезмерного удовлетворения прав отдельных лиц или прав богатых народов. При всем уважении к автономии и культуре каждого народа, мы никогда не должны забывать, что наша планета принадлежит всему человечеству и предназначена для всего человечества; сам факт, что некоторые люди рождаются в местах с меньшим количеством ресурсов или меньшим уровнем развития, не может служить оправданием их дискриминации. Дело в том, что они живут с меньшими возможностями. Необходимо повторить, что “те, кому больше повезло, должны отказаться от некоторых своих прав на материальные ценности таким образом, чтобы дать свои материальные ценности более щедро на службу другим людям”», — отмечает папа Франциск в своем послании.
Папа ссылается на обращение собора католических епископов Бразилии: «Мы хотели бы разделять ежедневные радости и надежды, трудности и горести бразильского народа, особенно тех, кто живет в трущобах и сельской местности — безземельных , бездомных, им не хватает еды и недоступно здравоохранение, их права ущемлены. Видя их бедность, услышав их крики и зная их страдания, мы шокированы, потому что мы знаем, что есть достаточно пищи для всех, и что голод является результатом плохого распределения товаров и доходов. Проблема усугубляется распространением практики расточительности» (Conferência Nacional Dos Bispos Do Brazil, Exigências evangélicas e éticas de superação da miséria e da fome” (April 2002), Introduction, 2)
Резюмируя, можно сказать, что главные проблемы нашего времени понтифик видит в разобщенности людей, отсутствии солидарности не только между людьми, но и между народами, и господстве экономических интересов над человеческими. Что предлагает Римский папа Франциск в качестве ответа на эти проблемы? Его предложение не является чем-то новым в истории Европы. Это возвращение к радикализму Евангелия, призыв к моральному совершенству на основе сверхъестественного общения с богочеловеческой личностью Иисуса Христа, которое осуществляется в общении с людьми.
В апостольском обращении понтифик констатирует, что все вышеописанные доктрины Христианства стали фактически забытыми в ходе мировой истории. Поясняя термин «новая Евангелизация», папа Франциск пишет, что «новая» не обозначает какого-то иного евангелия. Но то Евангелие, которому почти две тысячи лет, должно быть реализовано, поскольку оно принципиально ново.
Кирилл Петроградский (Католический священник)