3 сентября 2013 года неожиданно для всех, включая первых лиц Армении, армянский президент Серж Саргсян заявил о решении Республики Армения вступить в Таможенный Союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза. Это решение было настолько неожиданным, что даже проект государственного бюджета, подготовленный на 2014 год, не успел учесть этого решения. Тем не менее, выбор между Таможенным союзом и соглашением об ассоциации с Евросоюзом для Армении не просто пространство для дипломатического маневра, а сложный и ответственный выбор цивилизационного пути развития.
Еревандефул и страна скорби
В составе СССР Армения была одной из самых индустриальных республик со сложным сектором высоких технологий. Ведущими отраслями были машиностроение, электроника, химическая промышленность и энергетика; 95% промышленных товаров экспортировалось в республики СССР и за рубеж. Но с развалом СССР ситуация сильно изменилась, мечты национально-ориентированных армян разбились об экономическую действительность.
С 1991 года суверенная Армения начала либерализацию экономики, первыми шагами стали земельная реформа и мелкомасштабная приватизация. Затем был запущен процесс либерализации торговли, новые законы о приватизации и Центральном банке. В результате в 1991 году 90% земли было приватизировано, а в 1993 году она стала предметом торга.
В сельском хозяйстве появились фермеры, однако сельскохозяйственная техника, бывшая в распоряжении Армении, была предназначена для удовлетворения нужд колхозов, а не интересов частных собственников. Соответственно фермеры очень быстро ощутили нехватку технических средств, что привело к удвоению числа занятых в сельском хозяйстве, началась деиндустриализация. Из-за отсутствия механизации и средств на мелиорацию 50% всех сельскохозяйственных угодий Армении до сих пор не обрабатывается, а поголовье скота сократилось в два раза. В свою очередь, цивилизованные формы землепользования и ведения хозяйства на селе так и не укрепились, и часть земли ушла к «наиболее предприимчивым» людям и местной администрации.
Но в целом Армения получила стандартный эффект от проведенной приватизации и вообще перехода к рынку. В результате приватизации в Армении не появился слой частных предпринимателей, не сформировался эффективный рынок, значительно уменьшилось количество действующих предприятий, выросла безработица. Верхушка общества, ее «элита», от такой приватизации только выиграла, за бесценок скупив предприятия, фабрики, объекты торговли и так далее.
Ключевым пунктом для понимая современного положения армянской экономики и уровня ее независимости от иностранных государств, в первую очередь от России, стоит считать так называемое соглашение «имущество в счет долга» (под имуществом подразумевается принадлежащие Армении на правах собственности пакеты акций, имущественные комплексы предприятий, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование и др.), которое Армения и Россия подписали в 2002 году. На тот момент Армения должна была России $98 млн., но в процессе погашения задолженности Армения попала в российскую энергетическую кабалу, отдав России Разданскую ТЭЦ и ряд других предприятий.
С каждым годом Россия все больше увеличивает свое присутствие в Армении. На данный момент в Армении действует более 1000 предприятий с учетом российского капитала. Локомотивом армянской экономики являются следующие армяно-российские проекты: «АрменТел/Би-лайн», VivaCell-MTS, «ВТБ банк Армения», «Русал-Арменал», ЗАО «АрмРосгазпром» и другие. С 2008 года ЗАО «Армянские железные дороги» перешли под управление ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» — специально созданным в Армении 100%-но дочерним обществом ОАО «РЖД». Другими словами, участие России в экономике и политике Армении настолько велико, что с каждым годом все сложнее говорить об армянском суверенитете.
Лучше других результат приватизации характеризует неоднократные высказывания Гарика Мартиросяна из «Comedy Club», когда он называет Армению «сберегательной кассой», а Ереван — Еревандефулом. Конечно, с точно зрения национальной гордости это может быть приятно, но в реальности большинство армян, особенно тех, кто бежит из Армении, называют свою родину не иначе как «страной скорби» и «страной несбывшейся мечты».
Армянская дипломатия
Официальный внешнеполитический курс Армении основан на концепции комплементаризма. Это означает, что развитие всесторонних отношений с Евросоюзом и США должно проходить при сохранении стратегического партнерства с Россией и экономического сотрудничества с Ираном. Армения является членом ООН и Совета Европы, участвует в программе НАТО «Партнерство ради мира» и в антитеррористическом сотрудничестве под руководством США. Одновременно Армения развивает самое тесное сотрудничество с Россией, подписала договор о безопасности в рамках СНГ и поддерживает близкие отношения с Ираном.
Франция является крупнейшим партнером Армении в Европе, и она же сопредседатель Минской группы ОБСЕ по решению карабахской проблемы. Франция — одна из тех стран, которые самым активным образом выступают за европейский вектор развития Армении. Другой важный союзник Армении в Евросоюзе — Греция, которая считает Армению «надежным стратегическим партнером в регионе» и подчеркивает свою готовность содействовать укреплению армянской армии. Учитывая членство Греции в НАТО и ее отношение к Турции, эта дружба особенно важна.
Главными оппонентами и, как считает большинство армян, естественными врагами Армении являются Турция и Азербайджан. Мало того, что в 1915 году Турция учинила геноцид армян (который она до сих пор не признает), в 1921 году по Карсскому договору Армения лишилась в пользу Турции ряда своих территорий, включая свой символ — гору Арарат. Помимо этого Турция поддерживает Азербайджан в его претензиях на Карабах. Сложность ситуации заключается в том, что Турция и Азербайджан практически полностью блокируют торговые пути Армении и не скрывают своих агрессивных намерений по отношению не только к армянскому государству, но и к каждому армянину в отдельности.
Одним из самых острых вопросов для современной Армении, помимо Карабаха, является вопрос о будущем армянской АЭС. Евросоюз ставит требование закрыть ААЭС до 2016 г., т.к. имеется проблема критериев безопасности. Понятным образом армянская сторона с этим не согласна, так как у Армении имеется проблема энергетической безопасности (в контексте энергетической зависимости от России). Действующая АЭС, конечно, старая, однако, кажется, проблем с ней не возникнет, если обеспечить обслуживание высокого уровня в плане модернизации и защиты систем безопасности. Правда, Запад одно время готов был выделить Армении средства на создание альтернативных источников энергии, и армянские власти уже соглашались закрывать АЭС, если получат содействие в строительстве новой станции.
Однако дело не сдвинулось с мертвой точки, возможно, потому, что в 2010 году Министерство энергетики и природных ресурсов Армении и Росатом подписали соглашение о строительстве новой АЭС, таким образом, по сути, в очередной раз, оттолкнув заинтересованность Запада. Но Россия согласилась финансировать лишь 20% стоимости строительства, а оно оценивается в 5 млрд. долларов. То есть русские согласились дать примерно 1 млрд., остальные 4 млрд. Армения должна достать откуда-то. Но откуда? Естественно, никто не даст деньги, если Россия уже положила руку на АЭС. Получается, что Москва только лишь заблокировала строительство нового блока ААЭС, чему свидетельством является именно то, что достигнута армяно-российская договоренность о продлении Росатомом эксплуатации Армянской АЭС до 2026 г. То есть Россия не намерена строить в Армении новую АЭС, вместо этого удачно помешав другим заинтересованным сторонам.
В результате можем констатировать, что строительство новой ААЭС провалено как минимум на предстоящие 15 лет. Что будет через 15 лет — никто не знает. Мир двигается вперед очень быстро. Но ясно одно: Армения отстала от мирового развития как минимум на 15 лет, тем более что в соседних странах, в частности в Турции, ведутся намного более интенсивные работы по строительству новой АЭС, в чем ей активно помогает Россия.
Помимо этого Россия остается главным гарантом национальной безопасности Армении. Расположенная в Армении 102-я база российской армии продолжает оставаться самым крупным военным объектом РФ в Закавказье и позволяет гарантировать как государственную безопасность Армении, так и российское влияние в регионе. Однако не стоит заблуждаться и по этому поводу. Летом 2013 года Россия заключила договор на поставку наступательного вооружения в Азербайджан на общую сумму около $1 млрд. Таким образом, Россия с одной стороны гарантирует безопасность Армении, а с другой — поддерживает актуальность предоставляемых ею услуг.
Что характерно, в общественном мнении граждан Армении за 2006 год симпатии 80% армян были на стороне России. Главная причина этому — вопрос безопасности Армении и защищенности ее границ с соседней Турцией. Кроме того, знание русского языка, истории и культуры так же были очень важны, не говоря уже об огромной армянской диаспоре в России. Однако к 2013 году картина резко изменилась, 55% армян по-прежнему ориентируются на Россию, 25% — на Запад, далее следуют Иран и США.
Кризис нации
Армяне считаются одной из самых древних наций, чья история длится уже около 5 тысяч лет. В отношениях между Россией и Арменией принято особенно подчеркивать не только тесное экономическое сотрудничество, но и большую армянскую диаспору в России. Здесь следует подчеркнуть, что национальная идентичность всегда была важна для армян, и их диаспоры по всему миру действительно играют огромную роль в дипломатических отношениях Армении. У армян единая позиция по вопросу геноцида 1915 года, Карабаха и «великой истории народа, который видел зарю человечества». По всем другим вопросам мнения расходятся.
Армяне, как и другие нации СССР (кроме русских), имели как бы раздвоенный социально-культурный центр. У русских была столица Москва, центр их социальной и национально-культурной жизни. У армян — республиканская столица Ереван, который делил с общесоюзной столицей функции центра социальной жизни армян. Но после того, как развалился СССР, ситуация резко изменилась. По официальным данным, только с 1991 по 1995 год из Армении выбыло 677 тыс. армян. В 1990-е годы жители Армении стали последовательно перемещаться в российские города и за пределы бывшего СССР. Москва стала важным очагом сосредоточения нового армянского населения.
В Москве сегодня существует два весьма своеобразных этносоциальных образования армян, два потока, слияние которых пока мало заметно. Те, кто въехали в Москву до развала СССР, сосредоточились здесь по мотивам, которые никак не совпадают с мотивацией мигрантов из находящейся в катастрофическом положении постсоветской Армении. Для армян, приехавших в Москву ранее, она была стартовым социальным полем, культурным очагом мирового масштаба. В подавляющем большинстве случаев здесь собиралась наиболее динамичная часть армянской молодежи, которая очень быстро адаптировалась в новой среде и в большинстве своем активно включалась в социальную жизнь столицы. Теперь же идет массовый приток бедствующего народа, жизнеспособные силы которого пытаются в большом столичном городе каким-то образом нормализовать свою жизнь.
В Москве «армяне-сторожилы» во многом заняты высококвалифицированным умственным трудом, а новоприбывшие — в торговле и сфере обслуживания. Та же ситуация с языком, большинство «армян-сторожил» не используют армянский язык в обиходе и не спешат учить ему своих детей, в то время как русский язык армян-мигрантов часто «хромает». Друзья «армян-сторожил» по большей части русские, тогда как дружеские контакты армян-мигрантов редко выходят за пределы их круга.
Другими словами, система «двух столиц» потерпела полное поражение, Ереван больше не является безусловным центром притяжения для армян, а связь между московскими и ереванскими армянами оказалась во многом разорвана.
Будущее
В современной Армении, как и в большинстве других республик бывшего СССР, не сложилось гражданского общества. Правящая элита заявляет, что авторитарная форма власти в Армении призвана гарантировать политическую стабильность на стартовом этапе независимого развития. Президент Армении Серж Саргсян — бывший военный, который опирается на силовиков и бюрократию. Армян убеждают, что стране необходим период авторитарного правления, во время которого будут решены наиболее острые проблемы общества и созданы условия для перехода к реальному, а не показному западному парламентаризму. Однако сейчас очевидно, что перейти к западной модели этот режим не может.
Авторитарная форма государства осложняет интеграцию в объединенную Европу, но способствует укреплению отношений с Россией, которая имеет схожую модель (и схожие проблемы). Вопрос об ориентации Армении был бы давно решен, если бы не влиятельные армянские диаспоры в Европе и США, которые делают все возможное для того, что перетянуть Армению в Евросоюз. Тем более это важно, так как политика России однозначно приводит к утрате Арменией суверенитета, а судя по опыту начала XX века, это повлечет за собой присоединение Карабаха к Азербайджану. Даже современное отношение России к Армении свидетельствует о ее полном безразличии к судьбе многотысячелетнего народа. Что уж говорить о национальных интересах армян в составе России?
Но если в рассмотрении возможностей современной Армении перейти от слов к делу, то окажется, что республика находится в экономической и военной зависимости от России, то есть вопрос ее национальной безопасности напрямую зависит от воли Москвы. Суверенитет есть, но Армения никак не может воспользоваться им. В некоторой степени Армению защищают влиятельные диаспоры в Париже и Вашингтоне, и хотя Евросоюз и США имеют собственные виды на Закавказье, создается некоторый баланс сил, позволяющий Армении вести хоть какую-то самостоятельную политику. Однако если Армения действительно войдет в Таможенный союз, то в сегодняшних реалиях о всяком балансе можно будет забыть — Евросоюз отступит от Армении, и Россия сможет без излишних реверансов проводить свою политику в республике и от ее имени на мировой арене.
В этом смысле особенно ценна позиция Белоруссии, которая, кажется, с сочувствием подошла к армянской ситуации. На состоявшемся 12-13 сентября третьем раунде неформальных министерских диалогов глав МИД стран-участниц «Восточного партнерства» министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил, что в рамках программы Евросоюза «Восточное партнерство» должен соблюдаться принцип равноправия. Основное внимание министры уделили вопросам подготовки третьего саммита «Восточное партнерство», который пройдет 28-29 ноября в Вильнюсе, а также перспективам дальнейшего развития данной программы Евросоюза. Макей акцентировал внимание на необходимости предотвращения появления новых разделительных линий в регионе в результате реализации программы Евросоюза «Восточное партнерства», а также на необходимости налаживания диалога и взаимодействия между Таможенным союзом, Единым экономическим пространством и Евросоюзом.