Совсем недавно ВЦИОМ провел опрос на тему «Что же такое социальная справедливость?
Оказалось, что большинство россиян понимает данный термин весьма странно. 58% ответили, что это «сильное государство, порядок, национальные интересы». Как отмечается на официальном сайте ВЦИОМ, прежде всего, такой позиции придерживаются жители средних, малых городов и сел (60-61%), а также пожилые респонденты (62%). За альтернативную концепцию — демократия, солидарность, свобода — выступают 27% опрошенных (в 2007 году — 22%). В основном, это жители крупных городов (40%).
Подобное исследование представляется чрезвычайно интересным, ибо раскрывает менталитет регионального мышления, которому, как оказалось, все еще присуща державность. Ожидание пришествия «доброго царя», который победит злых супостатов, стало основной характеристикой нашей политической жизни и культуры. Как ни прискорбно осознавать, но народ все еще готов терпеть своего Сталина.
Очень показательно, что в опрос было включено такое понятие, как «национальные интересы». При этом, как мне кажется, мало кто в нашей стране готов с точностью описать, что они из себя представляют. Чьи это интересы?
Это интересы тех, кто хочет выгнать из страны «иностранных агентов», или же интересы тех, кто пишет законы о «защите чувств верующих»? Которые, впрочем, тоже поддерживаются большинством населения, судя по опросам.
Получается, что средства государственной пропаганды работали не зря. Люди, которые по идее, в силу своего социального положения, должны разделять мнение о том, что «интересы» у всех разные, видят себя под знаком имперской общности. И все это происходит в контексте всплеска националистических настроений.
Вообще, само понятие «национальный интерес» — плод реалистических концепций международных отношений. Но даже такие видные представителе школы политического реализма, как Моргентау, не расшифровывали этот термин, подразумевая, что его содержание постоянно меняется. Между тем, разговор о «национальном интересе» неизменно присутствует именно в дискурсе представлений о международной анархии и войне всех против всех. Таким образом, с помощью данного понятия, которым спекулировали еще издавна, мобилизуются общественные силы. Поводы могут быть самые разные, но это всегда формирование образа ВРАГА или ИНОГО. Этим врагом может быть кто угодно: Америка. Оранжевая зараза, иностранные агенты, лгбт-активисты и т. д.
Что же касается второй части населения, проживающего в крупных центрах, то её идеалом является построение «нормального капитализма», по образцу передовых стран мира. Подобные суждения, как правило, основаны на представлении, что наша страна слишком поздно вступила на путь построения капитализма, а сегодня бюрократические проволочки и недобрые чиновники мешают ей развиваться правильно. Поэтому необходимо сменить руководство, и все у нас пойдет хорошо и правильно: мы перестанем качать нефть и станем производить качественные товары, которые непременно найдут своего покупателя. Этих людей меньшинство, и они относятся к «прогрессивным» либеральным силам общества. Меж тем, в основной своей массе это далеко не собственники капитала, а работники сферы услуг и «белые воротнички». Многие из них серьезно верят в положительные перемены «малыми силами». При этом, конечно, мало кто задумывался над тем, почему десятки развивающихся стран, в которых капиталистические отношения начались еще в 18-19 веках, так и не сумели выйти в «передовики» производства и до сих пор продолжают жить при помощи продажи своих ресурсов.
Однако реальность остается реальностью. Чтобы выйти на мировой рынок с каким-либо товаром, необходимо найти на него покупателей. Миф о рынке свободной конкуренции давно уже записан в экономическую историю, и это касается не только невозможности отдельных предпринимателей пробиться со своим товаром через заслон более сильных игроков, но и невозможности отдельных стран стать полноправными участниками капиталистической системы.
Капитализм основан на неравенстве, и это основная движущая сила процессов накопления капитала.
Только 30% опрошенных россиян считают, что социальная справедливость — это понятие, связанное с равенством в уровне жизни и социальном обеспечении. А 6% россиян считают, что социальной справедливости не существует… И, как видится, они в целом недалеки от истины. Как известно, содержание многих понятий определяется их пониманием. И если большинство понимает справедливость как нечто устанавливаемое при помощи «сильного государства», то оно готово оправдать и плохую экономику, и идиотские законы, и репрессии.
Грамши называл подобное явление «противоречивым мышлением»: это ситуация, в которой реальные нужды конкретного человека отличаются от навязанных ему правящим классом представлений. И это несоответствие между реальным и воображаемым никогда не приводило ни к чему хорошему.