Благодаря жесткой централизованной политике в банковской сфере Канада не так сильно пострадала от кризиса, как США. И выходит из него быстрее. Нашлись деньги и на модернизацию флота — в течение двадцати лет в него будет вложено более 30 млрд. долларов, и в строй войдет множество новых кораблей, включая эсминцы и фрегаты. В последние годы начал разгоняться даже проблемный социалистически-националистический Квебек, залезший в огромные долги и утративший динамику развития. Увы, франкофонная провинция сидит на шее у Rest of Canada, остальной Канады, как любят здесь говорить.
Однако ныне и здесь наблюдается явный подъем в строительной отрасли, начато несколько крупных строек, таких как гидроэнергетический проект La Romaine, «супергоспиталь» Университета МакГилл в Монреале, лучшего университета Канады, и хоккейный стадион в Квебек-сити. На подходе и прочие крупные объекты, например, новый мост через реку Святого Лаврентия, который заменит обветшавший мост Шамплен. Мосты — это большая проблема Монреаля, в час пик утром и вечером они не справляются с потоком машин. Правительство провинции хочет сделать проезд по нему бесплатным и надеется выбить деньги полностью из федерального бюджета. Что ж, возможно, это ему и удастся, но пока задерживает начало работ. А вот что касается новой современной развязки, вместо лабиринта Тюркот в монреальском районе NDG (Notre-Dame-de-Grâce), то демонтаж громоздких конструкций южнее улицы Сен-Жак и западнее скоростной автотрассы Decarie должен начаться уже в ближайшие месяцы. Поговаривают даже о возвращении трамвая на городские улицы, но пока без особого оптимизма, хотя план давно разработан.
Этому буму Квебек обязан предыдущей власти, точнее… ее коррумпированности! Строительство и мафия связаны неразрывно, это вам любой москвич, любой россиянин подтвердит, недаром российские дороги самые дорогие в мире. И недаром большая часть строительного бизнеса в США и Канаде принадлежит итальянцам, особенно сицилийцам. Россия пока обходится своими силами…
Практика взяток и откатов возникла в Квебеке еще в 1970-е годы и особенное развитие получила в 2000-е. За многочисленные хищения бюджетных средств сегодня отвечают строительные магнаты и бывшие политики, терзаемые комиссией Шарбонно. Впереди уголовные процессы, которые наверняка закончатся реальными сроками лишения свободы. Новое правительство победившей во многом благодаря этим скандалам «Парти кебекуа», партии, которая еще недавно считалась социал-демократической, требует штрафов у попавшихся фирм в размере, соответствующем масштабам злоупотреблений — речь идет о сотнях миллионов долларов!
Стало известно, что откаты в пользу политических партий в целом и их отдельных деятелей приводили к завышению стоимости крупных строительных контрактов в Квебеке, особенно в Монреале и его пригородах на 15-20%. Немного по российским меркам, но в Канаде достаточно, чтобы привести к смене власти. Многие строительные магнаты чувствуют себя сегодня неважно. Они боятся участи Тони Аккурсо и Паоло Катании, в отношении каждого из которых выдвинуты обвинения почти по тысяче пунктов!
Моя невестка, работающая в отделе трудовых ресурсов монреальского муниципалитета, рассказывает, как резко изменилось поведение топ-менеджеров — они стали тише воды! Слабость бизнесменов, еще недавно ощущавших себя всевластными, почувствовали профсоюзы. Они провели первую за долгие годы забастовку в строительной отрасли. Короткая и бескровная, она привела к почти полному удовлетворению требований рабочих организаций. Это звучит невероятно, если вспомнить, что близкая к профсоюзам «Парти кебекуа» сегодня правит в меньшинстве, а противостоят ей в Национальной ассамблее сразу две правые партии, для которых борьба с профсоюзным движением — дело принципа.
А ведь совсем недавно, в 2011 г. строительные профсоюзы, считающиеся в Квебеке одними из самых сильных, потерпели полное поражение от находившихся тогда у власти либералов. Соратники Жана Шаре провели через Национальную ассамблею закон №33, лишающий профсоюзы права контролировать набор рабочих на стройки, что влекло лишние расходы строительных фирм. Это право отдали специальной правительственной комиссии. Профсоюзам тогда ничего не помогло: ни запугивание глав профильных министерств, ни акции протеста, ни забастовки.
До того, кстати, на стройплощадках Квебека не бастовали очень давно, еще с 1980-х. Уточним, что внезапные несанкционированные забастовки здесь являются незаконными. За участие в них рабочие платят штрафы в размере нескольких сотен долларов, а профсоюзные организации — нескольких десятков тысяч. Либералы перетерпели отчаянный нажим и приняли закон, который с тех пор успешно действует. Даже пришедшая к власти «Парти кебекуа» оставила все как есть, ведь кроме строительной мафии есть еще и профсоюзная.
Тогда, два года назад, строительные фирмы были еще сильны. Сегодня забастовка, проведенная достаточно инертно и почти не замеченная населением, привела к почти полному удовлетворению требований рабочих. Крупные фирмы выдвинули встречные требования: ассоциация строительных компаний Квебека выступила за сокращение сверхурочных заработков. Если профсоюзы требовали поднять зарплату на 3% в первый год 4-летнего контракта и на 2,75% в каждый из последующих лет, то хозяева предприятий готовы были раскошелиться лишь на сумму, соответствующую продуктовой инфляции, то есть, на 1,3%. Также имелись разные мнения насчет мобильности рабочей силы. Именно ее профсоюзы не могут контролировать после принятия Закона №33.
Переговоры не привели к результату, и тогда в середине июня началась стачка, в которой приняли участие все 175 тысяч квебекских строительных рабочих, включая дорожных. В провинции остановились сотни объектов, зато горожане получили передышку от неудобств многочисленных строек и с пользой провели время на природе, вместе с бастующими. Студенты во время прошлогодней Квебекской весны допекали куда сильнее своей активностью!
Кстати говоря, жилье в Монреале, а это один из важнейших секторов строительства, даже в кризис лишь дорожало. Квартиры в кондоминиумах раскупают еще до того, как дом сдают под заселение. Трехкомнатную сыну мы купили в 2007 г. за 170 тысяч, сейчас она стоит уже 215.
Стачка длилась две недели, правительство назначило специального посредника, усилия которого оказались бесплодны, и дело дошло до принятия специального Закона №54, возвращающего персонал на рабочие места. По всей Канаде в последние годы такие законы стали настоящим наказанием для профсоюзов. Их привыкли штамповать консерваторы Стивена Харпера, тем самым фактически отбирая у людей право бастовать. Препятствовать им бессмысленно — ничего не добьешься и нарвешься на крупные штрафы.
Однако закон, принятый «Парти кебекуа», оказался благосклонен к профсоюзам. Все требования руководства предприятий, касающиеся снижения сверхурочных выплат, были отвергнуты, а повышение заработной платы определили в 2% — среднюю величину между требованиями рабочих и ожиданиями начальства и лишь в следующем году. Сначала «Парти кебекуа» собиралась каждый из четырех лет контракта повышать зарплаты на 2-2,3%, но этого не допустили либералы и CAQ (Coalition Avenir Québec – коалиция за будущее Квебека). Они настояли на том, что закон будет действовать лишь до следующего лета.
После чего половина бастующих вернулась на работу досрочно. Лишь занятые на крупных стройках (в коммерческом и индустриальном секторе) отдыхали до Дня Канады, до 1 июля. Надо в целом отметить, что забастовка прошла очень организованно и дисциплинированно. И нанесла меньший ущерб, чем недавние злоупотребления при распределении государственных контрактов. Двухнедельный простой всех строек в провинции в напряженный летний сезон обернулся потерями всего в несколько десятков миллионов долларов. Кажется, бастовать полезнее, чем воровать.
Жаль, что в России так не считают.