До выборов в Европейский парламент (ЕП) остаётся ещё примерно год, но наиболее влиятельные партии «Старого Света» уже начинают к ним готовиться. Это касается, в частности, правящей во Франции Социалистической партии (СП), которая в прошлом месяце представила общественности окончательный вариант своей европейской стратегии. Надо сказать, что руководству французской соцпартии пришлось помучиться с этим документом, названным «Наша Европа». Перед национальным конвентом СП по Европе левое крыло партии (течение «Сейчас — левые» и интегрированная в большинство, но сохранившая относительную независимость группировка «Передовой мир») выступили с открытой критикой ряда предложений руководства и с собственными коллективными инициативами (фиксация приоритета роста и занятости перед требованием сокращения бюджетного дефицита; запуск Европейского плана роста; пересмотр функций Европейского Центрального Банка; активизация сотрудничества социалистических партий в борьбе за социальную Европу). Со скрипом, чтобы сохранить партийное единство, пропрезидентское большинство было вынуждено в последний момент пойти с радикальными социалистами на компромисс и «по-тихому» интегрировать их основные предложения в общепартийный текст.
Вот почему на фоне преобладающих в европейской социал-демократии социал-либеральных настроений, своего рода манифест СП (Франции) вполне можно рассматривать как документ, наполненный традиционными социал-реформистскими постулатами. В начале текста «Наша Европа» утверждается, что сегодня, в условиях преобладания правых в ЕС на всех уровнях, именно «Франция несёт надежду на перемены, которых желают народы». К кризису в ЕС, убеждают социалисты Франции, привела прежде всего праволиберальная политика, ставящая во главу угла безбрежный свободный товарообмен, открытость экономики и финансовой системы рынку. Но «между прогрессистами и консерваторами разрыв, два видения Европы находятся в конфронтации», — утверждают социалисты Франции. Речь не идёт о «географической конфронтации между Севером и Югом Европы». Конфронтация на выборах 2014 в ЕП должна носить именно политико-идеологический характер. Для левых на первом месте выступает экономический рост, для консерваторов — продолжение политики жесткой экономии, которая неизменно ведёт к ещё большему дерегулированию, деиндустриализации и социальной дезинтеграции. В такой обстановке левые обязаны выдвинуть свой вариант реориентации Европы, что подразумевает социальную и налоговую гармонизацию, развитие крупных инфраструктурных проектов в промышленности, науке и технологической сфере, а также в энергетике. В принятом на конвенте СП документе говорится: «Мы ратуем за новый социальный контракт в Европейском Союзе, который усилит солидарность между народами и углубит демократию».
В первую очередь, согласно позиции французских социалистов, надлежит усилить интеграционные процессы во имя достижения промышленного роста и большей занятости. В данной связи СП предлагает развивать — по французской модели, но уже в масштабах всего ЕС — «инвестиции будущего», особенно для высшего образования, научной сферы, области цифровых технологий. Социалисты Франции требуют реализации «наступательной экономической политики» в интересах граждан стран-членов Союза. Кроме того, социалисты предлагают облегчить правила конкуренции в области общественных инвестиций, поднять общую сумму европейского бюджета, жёстко бороться с элементами финансовой спекуляции, облагая налогами финансовые потоки, усилить финансовые возможности Европейского инвестиционного банка. Также документ предлагает создать общеевропейское энергетическое сообщество. Говорится в платформе СП и о потребности «укреплять общую безопасность европейского континента», встав на путь создания европейской опоры НАТО.
Социалисты Франции поддерживают недавнее создание в ЕС банковского союза, оговаривая, что теперь в его рамках следует заняться регулированием зарплат и бонусов высших чиновников и покончить с элементами социального и налогового демпинга. Партия подтверждает свой давний тезис о необходимости «Европейского социального договора», который бы «приписал коммунитарным политикам цели всеобщего интереса, каковыми являются улучшение условий жизни и труда, качество рабочих мест, борьба против дискриминаций при приёме на работу и вознаграждении, социальный диалоги и устойчивое развитие». Также речь идёт о введении в странах-членах ЕС минимального размера заработной платы и ревизии директив Европейской Комиссии в отношении протяжённости рабочего времени и деятельности общественных служб. Соцпартия предлагает гармонизировать европейские налоги на компании и доходы сверх-богатых, реформировать систему функционирования Европейского стабилизационного механизма, уравновесить паритет евро к доллару и иене, разрешить ЕЦБ проводить эмиссию евробондов, сделать общеевропейскими социальные гарантии для молодёжи в области профессиональной подготовки, образования, обучения ремеслу и занятости, уравнять европейские дипломы и создать «европейскую общественную службу высшего образования», запустить Европейский фонд культуры. К слову, многие из данных обязательств в той или иной степени уже давно пропагандируются левыми направлениями в партии. Поэтому и не удивительно, что в итоге радикальные социалисты одобрили принятие документа «Наша Европа»; ведь как заявляет лидер течения «Сейчас — левые» Эмманюэль Морель, «мы ставим задачу переориентировать социалистическое движение Франции и Европы влево».
Небезинтересна и та часть документа французской соцпартии, которая посвящена политическим вопросам. В ней говорится, в частности: «Мы отказываемся от технократической Европы и предпочитаем Европу избранных лиц и демократии на службе народов». Социалисты Франции призывают быстрее ассоциировать национальные парламенты к принятию решений европейского уровня; облегчить процедуру принятия решений в Европейском Совете по налоговым и социальным вопросам; развивать европейскую гражданскую инициативу, позволяющую при сборе оговорённого числа подписей организовывать европейские референдумы или обсуждать гражданские петиции в стенах ЕП. Сам же Европарламент должен получить право предлагать законопроекты (а не только обсуждать их) и осуществлять эффектный контроль над функционированием Европейского стабилизационного механизма. Кроме того, французская СП призывает к тому, чтобы «Совет, Европейский парламент и Комиссия использовали свои нынешние возможности, чтобы налагать санкции на государства-члены Союза, которые не соблюдают основополагающие права своих граждан». На европейском уровне партия призывает бороться за торжество принципов и норм светскости, равенства полов, прав женщин на аборты, защиту лиц, принадлежащих к ЛГБТ-сообществу. Также французские социалисты призывают на уровне ЕС бороться за регламентацию деятельности лоббистов.
Как видим, действительно содержание европейского проекта французской Социалистической партии более боевое и атакующее, чем у «средестатистической» социал-демократической партии. Поэтому, в преддверии подготовки общего манифеста Партии европейских социалистов, французским социалистам предстоит ещё убедить своих коллег в необходимости ведения именно такой наступательной тактики. Но главное ведь в другом: чтобы дискурс соответствовал реальной практике. Мы часто сталкиваемся с примерами, когда и на уровне своего государства, и в масштабе ЕС социалисты выступают с довольно содержательной и даже временами жёсткой платформой, но на практике впоследствии происходит отказ от конкретных действий по исполнению радикальной риторики. Собственно, те же французские социалисты, если говорить о том, какая сейчас проводится реальная социально-экономическая политика кабинетом Эйро, грешат именно этим.