Провозглашенное «развитие многопартийности» в России в последние годы главным образом сводилось к уменьшению числа официально зарегистрированных политических партий. На сегодняшний день в стране осталось 10 партий, и очевидно, что следует ожидать дальнейшего сокращения их количества. Трудно себе представить, чтобы в России в ближайшие пару лет могли возникнуть новые партии, способные получить государственную регистрацию в соответствии с требованиями ныне действующего весьма жесткого законодательства. Речь, конечно, не идет о тех случаях, когда новая партия появляется в результате слияния либо иного варианта реорганизации каких-либо партий из числа уже существующих – такие события происходят на наших глазах и, вероятно, еще будут происходить в самое ближайшее время. Но вот совершенно новые партии появятся едва ли: во-первых, для этого нет достаточных объективных предпосылок, а во-вторых, российские власти явно настроены на максимальное сокращение количества политических партий в стране, и ясно, что в планы Кремля уж никак не входит регистрировать какие-либо дополнительные партии.
Где же предел этому процессу? До какого числа может сократиться количество политических партий в РФ? И какова предполагаемая конфигурация будущего партийного пространства в нашей стране? Постараемся дать ответ на эти вопросы.
Обычно считается, что при всем многообразии политико-идеологического спектра можно выделить три основные группы политических течений: левое, либеральное и национально-патриотическое. Внутри каждой из групп возможен сколь угодно широкий разброс конкретных идеологий и соответствующих им политических сил, вступающих между собой в самые разнообразные взаимоотношения, в том числе и враждебные вплоть до полного антагонизма. Тем не менее, в первом приближении политическое пространство делится именно на эти три группы.
Исходя из этого, в рамках «управляемой демократии» было бы логичным пытаться выстроить такую политическую систему, в которой существовали бы три крупные партии – по одной для каждого из трех обозначенных выше идейных течений. Разумеется, властным политтехнологам в этом случае необходимо держать все три партии под более или менее жестким контролем, то есть желательно, чтобы все они были вполне системными, даже если официально претендуют на роль оппозиции. Но для эффективного решения задачи контроля политического пространства недостаточно трех партий: требуется еще одна, «суперпартия», доминирующая в партийной системе государства, при этом, скорее всего, не имеющая четкого идеологического лица, но включающая в свой состав адептов всех трех основных течений.
В случае успешного выстраивания описанной модели можно было бы применить для ее характеристики адекватный математический термин – (1+3)-симметрия. Графически ее можно представить в виде равностороннего треугольника, в вершинах которого располагаются три «идейные» партии, а в центре инерции – суперпартия. Легко видеть, что при этом три партии будут равноудаленными как друг от друга, так и от суперпартии, то есть вся система оказывается чрезвычайно устойчивой. В ситуации смещения общественных настроений в сторону одной из трех «вершинных» партий «центровая» партия всегда имеет возможность несколько изменить вектор своей политической линии таким образом, чтобы скомпенсировать возникшее смещение, сохраняя устойчивое равновесие политической системы.
В политологии давно существует термин «полуторапартийная система», применяемый для описания положения, когда в стране имеется бессменная правящая партия и наличествует еще несколько партий, суммарный результат которых на выборах уступает показателю «партии власти». Описанная выше (1+3)-симметрия является специфическим частным случаем полуторапартийной системы.
Какое отношение все это имеет к реальной политической ситуации в сегодняшней России? Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее.
«Суперпартия» в Российской Федерации есть – не надо быть политологом, чтобы догадаться, что это «Единая Россия». Она доминирует в политической жизни страны, а в ее состав наряду с функционерами административно-хозяйственной номенклатуры, видными учеными, артистами, спортсменами и другими «общественниками» входят представители всех идейных течений (конечно, умеренные, а не радикалы). Пару лет назад кремлевские политтехнологи пытались реализовать проект двухпартийной системы, в которой «ЕдРо» должно было играть роль «правой ноги власти», а на позицию «левой ноги» была выдвинута спешно созданная «Справедливая Россия». Однако от этой идеи в Кремле и на Старой площади скоро отказались, а «эсеров» в ходе выборных кампаний 2007 года основательно поприжали – чтобы неповадно было всерьез мечтать о конкуренции с «партией власти».
Однако, указав «справороссам» их место, Администрация президента вовсе не думала списывать их в утиль. Год назад «эсеры» попали в Госдуму, а во второй половине уходящего года была поставлена задача провести их во все региональные парламенты с постепенным вытеснением оттуда КПРФ. Эта установка была успешно реализована 12 октября, когда «Справедливая Россия» приобрела мандаты в законодательных собраниях всех пяти регионов, где проводились выборы, а вот КПРФ – только в трех. Таким образом, коммунисты проиграли «новым социалистам» впервые за время существования последних.
Не вызывает сомнения, что «СР» рассматривается как главный кандидат на роль «левого угла» в нашем треугольнике. Но для того, чтобы эта задумка была выполнена, необходимо выдавить с парламентского поля КПРФ, и такая задача, несомненно, поставлена. В октябре механизм ее реализации был отработан в двух «авторитарных» регионах – Кузбассе и Чечне; в дальнейшем предполагается распространить его на другие регионы, а затем и на федеральные выборы. Скорее всего, в ближайшее время мы увидим попытки давления властей на КПРФ с целью заставить коммунистов влиться в ряды «современной европейской левой партии» в лице «эсеров».
«Либеральный угол» был только что создан путем слияния СПС, «Гражданской силы» и Демпартии в «Правое дело». Не приходится сомневаться, что поставлена цель на ближайших выборах провести представителей этой партии и в Госдуму, и в региональные парламенты. Среди прочего таким образом решается задача успокоения западных партнеров Кремля, давно выказывающих недовольство отсутствием либералов в парламентском пространстве России. Единственную оставшуюся «непокорной» партию этого спектра – «Яблоко» – предполагается либо «приручить», либо совсем устранить с парламентского поля с последующим лишением регистрации.
Несколько сложнее обстоит дело с «углом» нацонал-патриотическим. Сильных официальных партий этого сектора в России сейчас нет. «Народный союз» Бабурина – один из кандидатов на ликвидацию, а остальные национал-патриоты рассеяны по неформальным организациям, хотя кое-кто из них входит и в официальные партии – ЛДПР, «Справедливую Россию» и «Патриоты России» (последняя партия имеет фракции в законодательных собраниях нескольких регионов). Тем не менее, создать «большую» правопатриотическую партию при желании не очень сложно. Можно, скажем, реанимировать ранее «зарубленный» проект «Великая Россия», дав ему «зеленый свет» и зарегистрировав. Можно попытаться «оживить» Народный союз, усилив его знаковыми националистами из бывшей партии «Родина», разбежавшимися кто куда (хотя сговорчивость Бабурина вызывает большие сомнения). Можно, наконец, создать «третий угол» на базе ЛДПР.
Последний вариант кажется достаточно логичным – ведь надо куда-то девать эту партию, сохраняющую немалый электорат благодаря блестящему таланту своего экстравагантного лидера. Ведь ЛДПР просто так не выкинешь и никуда не заткнешь – не зря политологи говорят, что эта партия бессмертна до тех пор, пока жив «сын юриста». И хотя последователей Жириновского, как правило, трудно назвать идейными националистами, но именно национал-патритиоческая риторика всегда была одной из важнейших составляющих успеха партии. Вспомним и то, что именно во фракции ЛДПР подвизался настоящий «крутой» ультраправый Николай Курьянович. Большинство политических националистов, конечно, воспринимают Жириновского как клоуна – но это не препятствие. Несистемные либералы тоже оценивают «Правое дело» как клоунаду – но у них нет электората, а у «ПД» он будет. А Жириновский уже имеет солидный электорат – в отличие от всевозможных участников «русских маршей». Ведь властям нужно, чтобы партия сидела в парламенте, изображая представительство данного сегмента политического спектра, а как там к ней относится маргинальная политизированная общественность – дело десятое.
Как бы то ни было, подконтрольная национал-патриотическая партия, по-видимому, будет создаваться, причем с немалой вероятностью именно на базе ЛДПР. При этом Народный союз будет либо вовлечен в этот проект, либо ликвидирован (по аналогии с «Яблоком»), а «Патриоты России», занимающие промежуточное положение между левыми и националистами, скорее всего, будут «растащены» между соответствующими двумя «углами».
Остальные две партии – «Зеленые» и Партия мира и единства – совсем маргинальны. Их, судя по всему, предполагается просто лишить регистрации.
Таким образом, в случае реализации описанного сценария в России будет создана четырехпартийная система в формате (1+3)-симметрии.
Получится ли осуществить этот грандиозный план на практике? Думается, все же вряд ли. А если и удастся, то, по крайней мере, уж не в таком идеальном виде. Жизнь никогда не укладывается в прокрустово ложе красивых моделей, а тем более искусственных. Особенно трудно будет реализовать любые верхушечные политтехнологические схемы сейчас, когда Россия входит в системный кризис, способный сломать все планы «наших рулевых».
Андрей Карелин