Хамовнический суд Москвы в среду арестовал журналиста РБК Александра Соколова за участие в запрещенной организации, выступавшей за проведение референдума. Вместе с ним в СИЗО попали бывший редактор газеты «Дуэль» Юрий Мухин и соратник последнего Валерий Парфенов.
Согласно материалам дела, представленным в суд, все они продолжали деятельность запрещенной организации «Армия воли народа», которая была признана Мосгорсудом экстремистским сообществом осенью 2010 года.
После этого, по версии следствия, обвиняемые переименовали АВН в Инициативную группу по проведению референдума «За ответственную власть», перед которой поставили прежние цели и задачи, а именно «создание инициативных групп по проведению референдума».
Арестованные добивались внесения поправок в Конституцию и предлагали оценивать работу депутатов и руководства страны по истечению их полномочий. Истинная же цель, считает следствие, была в «расшатывании политической обстановки в сторону нестабильности и смене существующей власти нелегальным путем».
Уголовные дела у Парфёнова, Соколова и Мухина разные, но заведены в один день и под идентичным основаниям – вменяют ч. 1 ст. 282.2 УК РФ – организация экстремистского сообщества. Хамовнический суд рассмотрел ходатайства следствия об арестах фигурантов дела одно за другим. Следователь Наталья Талаева просила суд поместить всех под стражу на два месяца и мотивировала стандартными основаниями: могут скрыться, оказать давление на свидетелей или уничтожить доказательства.
«В законе об экстремистской деятельности нет такого пункта, как проведение референдума. Напротив, экстремизм — это мешать проводить референдум», — выступал в суде Мухин и утверждал, что скрываться от следствия не намерен, так как этот референдум «дело всей его жизни».
Мухин просил не отправлять его в СИЗО, так как он пенсионер и инвалид III группы, в прошлом перенес операцию на сердце (коронарное шунтирование). У Соколова на иждивении находится 90-летняя бабушка, что также не послужило основанием для смягчения меры пресечения. Все обвиняемые просили избрать им альтернативные меры пресечения, например домашний арест. Но суд санкционировал их нахождение в СИЗО: Мухина — до 29 сентября, а Соколова и Парфенова — до 22 сентября.
Преследования Соколова и его товарищей имеют давнюю историю. Сам Соколов не отрицает свою деятельность в ЗОВ, но какие-либо экстремистские деяния за собой категорически не признает. Между тем арест уже вызвал озабоченность коллег, правозащитников и парламентариев. В частности, внимание к делу проявили председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин, председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, российский омбудсмен Элла Памфилова, правозащитная организация Amnesty International. По словам руководителя правозащитного отделения “Открытой России” Марии Бароновой, Михаил Ходорковский и “Открытая Россия” считают Соколова политзаключенным.
В 2011 году участники группы “За ответственную власть” призывали бойкотировать выборы в Госдуму и выбора президента. В 2013 году Александр Соколов защитил кандидатскую диссертацию на тему “Влияние рентоориентированного поведения на инвестиции российских государственных корпораций” на материале деятельности “Олимпстроя”, “Росатома” и “Роснано” и других.
В частности, в своей работе Соколов сравнил стоимость олимпийских объектов в Сочи со стоимостью аналогичных объектов в других странах и пришел к выводу, что цена сочинских объектов завышена на 30-60 процентов. Исследование получило широкий резонанс, в том числе за рубежом. Оно было использовано Борисом Немцовым при подготовке доклада “Зимняя Олимпиада в субтропиках” и процитировано в ряде ведущих западных СМИ.
В феврале 2014 года у Соколова прошел обыск в качестве свидетеля по делу об экстремизме. Речь шла о распространении в интернете ролика с выступлением другого члена ЗОВ, подполковника ВВС Кирилла Барабаша на митинге в честь Дня Победы 9 мая 2012 года. В тот же день обыски прошли у самого Барабаша и у Валерия Парфенова.
К моменту ареста Александр Соколов работал в информационном агентстве РБК, специализируясь на острых расследованиях. К примеру, в июле 2015 года вышло расследование о проблемах космической отрасли “Кто и как заработал на космодроме Восточный?”.