В России собираются принять закон, гарантирующий равные права мужчин и женщин. Об этом заявила министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова в ходе переговоров в Москве с Верховным комиссаром ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй.
Собственно, на принятии подобного закона настаивает мировое сообщество, озабоченное тем, что в России не обеспечиваются равные права мужчин и женщин. Представители этого самого мирового сообщества, как и солидарные с ним российские эксперты и депутаты, сетуют на то, что в российской законодательной и исполнительной власти женщины представлены мало, и считают, что эту проблему необходимо решить законодательно, установив квоты для женщин в избирательных бюллетенях. А то ведь позор какой: в самой «Единой России» всего 14% женщин! В остальном с этой партией, конечно, все хорошо, но вот женщин маловато. Я, правда, в связи с этим фактом испытала гордость за наших российских женщин, но озабоченное гендерным равноправием сообщество не хочет мириться с таким неравенством. И правда, не одним же мужчинам отдуваться в «партии власти»!
А если серьезно, то меня оторопь берет от этих законодательных инициатив. Вот, например, цитируемое в связи с законом экспертное мнение: «Мы регулярно отчитываемся, как выполняем рекомендации ООН касательно соблюдения прав мужчин и женщин, – пояснила доцент кафедры народонаселения экономического факультета МГУ Ирина Калабихина. – И мировое сообщество действительно требует, чтобы мы приняли меры по уравниванию женщин и мужчин в правах и возможностях». Дискриминация женщин в России есть, уверяет она.Это и домашнее насилие, и разрыв оплаты труда между мужчинами и женщинами до 30 процентов. Эксперт также называет как одну из проблем «кампанию» по увольнению беременных женщин во время кризиса». Но, насколько я знаю, существует трудовое право, уже изрядно подправленное нашими российскими законодателями в сторону сокращения прав работников. Так, может быть, логичнее снова пересмотреть трудовой кодекс? А то опять получится неравноправие: беременных женщин будет защищать от увольнения новый закон, а кто защитит от увольнения мужчин, кто защитит от преследования профсоюзных и социальных активистов? Так и будем для каждого случая принимать новые законы, или неплохо бы посмотреть, почему не работают существующие? Кстати, накануне 2011 года в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов проходили митинги женщин, возмущенных поправками к закону о выплатах пособий по беременности и родам. Те поправки, которые депутаты внесли после протестов, «мамочек» не устроили, потому что поправки эти – косметические, а в целом ущерб от нового закона ощутимый. Кроме того, невыплата пособий по беременности для коммерческих фирм в нашей стране – обычная практика, но озабоченным правами женщин депутатам и экспертам не приходит в голову, что прямые выплаты от государства, а не через работодателя, проблему эту могли бы решить.
Мало женщин среди депутатов? Сам по себе этот факт ничего не значит. Или, по мнению радетелей за гендерное равенство, повышение доли женщин в законодательных органах автоматически приведет к гуманизации законов, к росту социальной справедливости? Так вот, госпожа Голикова тоже женщина, а пресловутый ФЗ-83 все-таки принят. И трудовые права женщин (и мужчин, к слову) в нашей стране нарушаются при наличии женщины – министра здравоохранения и социального развитии и женщины – министра экономики.
Совмещение трудовых и родительских обязанностей ни для женщин, ни для мужчин невозможно облегчить принятием одного закона. Сейчас в России рождаемость ниже, чем в 1968 году, когда родилось самое малочисленное в советской истории (до 1991 года) поколение, а ведь сейчас рождаемость уже несколько лет хотя бы не падает, а даже немного растет. Но и в таких условиях озаботившееся вдруг правами женщин государство умудрилось создать дефицит детских садов. Об их финансировании и заработной плате воспитателей и говорить-то больно.
Заработная плата женщин ниже мужской? А почему никто из представителей мировой общественности, гендерно озабоченных министров, депутатов или экспертов не поставит вопрос по-другому: почему в системе социальной защиты, образовании, медицине заработные платы ниже, чем в нефтегазовом секторе, управлении или банковской системе? Почему бы не заняться не правами женщин вообще, а правами конкретных женщин, занятых в социально значимых отраслях? Это, кстати, хорошо бы отразилось и на правах мужчин: им тоже нужны хорошие детские сады для их детей, за которыми смотрели бы хорошо оплаченные, счастливые и довольные воспитательницы, им нужны медсестры и врачи, не измотанные тяжелой работой и маленькой зарплатой, а гордые своей профессией и своим положением. Профессиональные, уважаемые, финансово независимые учителя, школы, щедро финансируемые государством, мужчинам тоже не помешают. Многие мужчины любят своих детей.
Я в общем-то понимаю депутатов. Куда как приятнее изобретать для удовлетворения мирового сообщества красивый и гладкий документ, декларирующий права женщин, чем корпеть над законом об образовании, поправки к которому от равнодушных к гендерному равенству, но озабоченных правом на образование граждан занимают, наверное, столько же места, сколько сам закон. Как легко и приятно, установив квоту для женщин в избирательных списках, отрапортовать наблюдателям из ООН, что последний оплот неравенства в России пал, последние остатки социальной несправедливости ликвидированы. В закон, конечно, нужно добавить изюминку, частичку «русской души», то, до чего скучные европейцы и прямолинейные американцы не додумались, нужно как-то переплюнуть их в политкорректности. Например, отменить местоимения «он» и «она», заменив их гендерно нейтральным «оно». Можно вообще отменить род для существительных, глаголов и прилагательных. Усреднить все. Нашим депутатам не привыкать вносить изменения в языковые правила, сейчас самое время сделать это в интересах политкорректности. Мировое сообщество лопнет от зависти. С экономической точки зрения опять-таки удобно: уволен теперь будет не «он» или «она», а неопределенное «оно», и никто не сможет обвинить работодателя, что он обидел кого-то по половому признаку.
Интересно, задумывались ли идеологи нового закона о том, чтобы вообще отменить законодательно половые различия? Зачем, действительно, идти на поводу у природы? При таком радикальном подходе наступит полное гендерное равенство. И не беда, что при существующих законах и проводимых российским правительством социальных реформах права бесполых граждан также будут нарушаться. Главное, чтобы не было ущемления по половому признаку!
Жаль разочаровывать борцов за права женщин, но у нас уже есть Конституция РФ, гарантирующая равные права мужчинам и женщинам, есть ряд законов, призванных защищать права граждан независимо от пола в разных сферах. И если они не работают, то вовсе не потому, что не хватает одного, главного, Закона о Гендерном Равенстве. Я понимаю, что авторы идеи решили накануне Женского дня преподнести россиянкам такой подарок – пообещать Закон, который их уравняет с мужчинами. К сожалению, такое обещание в наших условиях звучит угрожающе, ведь российские мужчины живут в среднем лет на 12 меньше женщин.
Права женщин не обеспечиваются громкими декларациями, увы. Права женщин обеспечиваются работающим социально ориентированным законодательством, хорошей заработной платой для них и их мужей, качественным и доступным образованием для детей, достойной пенсией для родителей, защищенными трудовыми, гражданскими и социальными правами. Словом, тем же самым, чем обеспечиваются права мужчин. Только депутатам явно некогда всем этим заниматься.