Еще недавно принято было считать спад строительного бума в Москве одним из редких позитивных последствий экономического кризиса. Замершие с осени стройки брутальных элитных многоэтажек, подземных гаражей и торговых центров, которые в последние годы обычно возводились во дворах, городских парках на месте детских садов и памятников истории и культуры, вселяли хоть какую-то надежду в сердца простых людей, страдающих от потери работы и растущей инфляции. Хотелось думать, что такие зловещие монументы тщеславия правящего класса, как пресловутый «Апельсин», который еще год назад должен был заменить здание ЦДХ на Крымском валу, навсегда уйдут в прошлое. Однако, похоже, что скорый обвал московского рынка недвижимости не в состоянии хоть как-то умерить аппетиты строительных корпораций в отношении здания ЦДХ.
На смену «Апельсину» пришел новый план «реконструкции» Третьяковской галереи, который выглядит еще более зловеще. С начала февраля в ГТГ был выставлен результат градостроительного анализа всего здания на Крымском валу и прилегающего к нему парка. Предполагалось, что в течение десяти дней жители района Якиманка смогут ознакомиться с планом застройки и высказать свое мнение на некоем подобии общественного референдума (итоги которого, впрочем, носят лишь рекомендательный характер). Все в этой истории вызывает недоумение: и то, что мнение относительно дальнейшей судьбы одного из главных музеев страны могут высказать лишь обитатели прилегающих домов, и, конечно, то, что до сих пор никому в точности не известно, что же на самом деле предполагается построить на его месте. Представленный проект лишь учитывает пожелания дирекции ЦДХ и Третьяковской галереи относительно месторасположения новых зданий (одним из которых будет 17-этажный дом), но cовершенно не дает ответа на вопрос, как они будут выглядеть на самом деле. За невнятным бюрократическим проектом скрывается таинственный инвестор, которого предполагается определить на конкурсе. Однако сложно поверить, что городское и федеральное правительства, активно продвигающие план реконструкции (известно, что этот план лично курирует вице-премьер Шувалов), не имеют определенных планов по освоению обширного пространства в центре Москвы. Более того, в прессе уже несколько раз мелькала пока непроверенная информация о неком федеральном финансовом центре, в строительстве которого заинтересован лично премьер Путин.
Даже если неизвестный инвестор не будет явлен в ближайшее время, даже если подготовка к «реконструкции», а проще говоря, к сносу всего здания на Крымском валу затянется, судьба Третьяковской галереи будет решаться именно сейчас.
24 февраля состоятся странные «общественные слушания», организованные дирекцией ГТГ, после которых, вероятно, будет официально констатировано, что общество авансом дает добро на любые строительные эксперименты на месте музея.
Тем не менее, организовать бесшумное одобрение уже не удалось: планы застройки стали предметом широкого обсуждения в прессе и вызвали волну уличных протестов.
Так, 15 февраля 2009 года митинг у входа в Парк культуры (единственное место вблизи ЦДХ, где московское правительство пока разрешает проводить публичные мероприятия), организованный инициативными группами жителей района и художников, собрал около 100 участников, а на 24 февраля (день «общественных слушаний» по проекту реконструкции) намечается сразу несколько акций протеста, самой заметной из которых обещает стать митинг, организованный Комитетом защиты территории искусства. Комитет, сложившийся всего несколько дней назад из художников, архитекторов и активистов Социалистического движения «Вперед», пригласил к участию в митинге, который начнется в 16:30 у входа в Парк культуры, известных общественных деятелей и деятелей культуры.
Начавшиеся протесты против возможной варварской «реконструкции» здания на Крымском валу важны и своим политическим наполнением. Речь идет не об участии в сомнительной дискуссии о художественных достоинствах нынешнего здания и того, что может прийти ему на смену, в которую нас пытаются втянуть заинтересованные сторонники «неизвестного инвестора». В конце концов, нужно помнить, что подобные дискуссии – с людьми и учреждениями, заполнившими Москву армией архитектурных уродов, еще вчера готовыми поставить на месте Третьяковской галереи «Апельсин», не состоявшийся лишь по досадной причине кризиса глобального капитализма, – просто не имеют смысла.
Мы не знаем, чем и когда они готовятся заменить Третьяковку и ЦДХ – более того, вполне возможно, что сейчас, в случае положительного для «неизвестного инвестора» исхода дела, территория культурного комплекса на Крымском валу будет просто закрыта для посетителей и огорожена до лучших времен, когда снова появятся деньги на амбициозные проекты.
Но, так или иначе, жители нашей страны на годы будут лишены возможности увидеть шедевры русского авангарда и советской живописи. И, главное, будущее самого большого музея страны может оказаться поставлено под вопрос ради аппетитов чиновников и корпораций. А это – уже важный довод в пользу сопротивления вредоносным «реконструкциям».