История и социология школьного образования в России до настоящего времени остаются узкоспециализиро
Советское общество принято характеризовать как общество несбывшейся утопии. Применительно к государственным программам «построения социализма» это, несомненно, так. Однако новая монография показывает, что в советском государстве были реализованы – пусть и частично – утопии особого рода, образовательные и фактически противостоявшие официальному видению будущего. Новаторские педагогические эксперименты и проекты были de facto формами не-авторитарного исторического самосознания, методами вообразить другое будущее, чем то, о котором говорили газеты и телевидение, и воспитать людей, которые были бы способны жить в этом воображаемом мире. Педагогические эксперименты в СССР имели свою специфику, но были включены в общую циркуляцию образовательных идей Западной Европы и Америки – как показывает новая монография, полностью «железный занавес» в сфере методов образования не удавалось полностью опустить даже в такое мрачное время, как конец 1940-х – начало 1950-х.
Эта монография позволяет организовать диалог между специалистами различных дисциплин. Что могут дать история и социология образования «обычной» социальной истории? Зачем филологу или культурологу знание о школьной политике? Какие гуманитарные дисциплины могут помочь изучить школу и ее социальную мифологию? Почему наследие советской образовательной системы в нынешней России требует широкой общественной дискуссии? Обсуждение всех этих тем, как мы надеемся, состоится на презентации книги «Острова утопии» — 21 апреля в 19-00 в конференц-зале Библиотеки-читал
В презентации участвуют:
И.Д. Прохорова, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение»
С.Э. Зуев, специалист по культурной и региональной политике, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, директор Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС)
Н.П. Гринцер, директор Школы актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС
А.Л. Зорин, историк, филолог (Оксфордский университет, РАНХиГС)
Е.А. Ямбург, член-корреспонде
Е.А. Бунимович, педагог, писатель, заслуженный учитель РФ, Уполномоченный по правам ребёнка в Москве
Т.Н. Эйдельман, педагог, заслуженный учитель РФ (гимназия № 1567)
А.Н. Дмитриев, историк (Национальный исследовательски
П.А. Сафронов, философ, историк образования (НИУ ВШЭ)
М.Л. Майофис, историк, филолог (РАНХиГС)
И.В. Кукулин, историк и социолог культуры (НИУ ВШЭ, РАНХиГС)
Коллективная монография подготовлена в рамках исследовательско