Ледниковый период начнется в 2014 году, готовьтесь. Сообщение поступило 9 февраля от российских ученых. Начальник лаборатории «Газпром ВНИИГАЗ» В. Башкин и Р. Галиулин из Института фундаментальных проблем биологии РАН на страницах журнала «Газовая промышленность» отвергают влияние антропогенных факторов на мировой климат, сводя все к многолетним циклам солнечной активности. Их поддерживает завсектором космических исследований Солнца Пулковской обсерватории РАН, доктор физико-математических наук Хабибулло Абдусаматов — и не он один.
Известно, что с начала промышленной революции, то есть со второй половины XVIII века, средняя температура на Земле поднялась на 0,7 градуса Цельсия. После того — вследствие того. Считается, что это связано с воздействием человека, с выбросами углекислого газа. Но авторы статьи пишут, что влияние парниковых газов сильно завышено. При массе атмосферы Земли в 18,375,000 млрд. тонн и выбросах около 9 млрд., их вклад будет всего 0,00005%. При такой концентрации вряд ли возможны какие-либо глобальные изменения, в том числе изменение климата.
С точки зрения циклической теории, это потепление — естественный выход из «малого ледникового периода» с последующим вступлением в новый период похолодания. Ученые отмечают, что проблема глобального потепления упорно муссируется на Западе с позиций маркетинга: «Раз наступило потепление — значит, потребность в традиционных видах топлива — нефти, угле и особенно в природном газе, в частности, поставляемом из России на мировой рынок, должна уменьшаться, а, следовательно, предполагаемая цена на этот энергетический ресурс должна быть более низкой, чем сейчас».
Возражая, как всегда, коварному Западу, воротящему нос от российского газа, газпромовские ученые пишут, что «палеоклиматические исследования, связанные с изучением климата прошлых геологических эпох, позволяют усомниться в обоснованности требований Киотского протокола, ограничивающего выбросы парниковых газов, особенно углекислого газа, за счет антропогенной деятельности и допускающего торговлю квотами на их выбросы. Дело в том, что повышение уровня углекислого газа в атмосфере зачастую не предшествовало, а следовало за потеплением, так как при повышении температуры в атмосферу выходит углекислый газ, растворенный в Мировом океане (где его в 60 раз больше, чем в воздухе), а также находящийся в твердых породах».
В пику изнеженному Западу, они предсказывают начало нового глобального похолодания, «что подтверждается кривой температурной аномалии, выходящей на плато после 2000 г. «Малый ледниковый период» начнется уже в 2014 году и достигнет пика минимальных температур к середине века. При этом, первоначально понижение температуры будет очень медленным, а спустя десятилетия (когда российский газ существенно подорожает — Ю.К.) — более активным. Назревающее похолодание, без сомнения, скажется на увеличении потребления энергии как в глобальном, так и региональном масштабе. Подобный период Земля проходила в XVII-XVIII вв. Похолодание наступит из-за снижения мощности излучения Солнца — в течение 200-летнего цикла солнечная постоянная изменяется примерно на 0,15%-0,25%, что влияет на климат».
Что тут можно сказать? Лишь одно: покупайте акции «Газпрома»! Почему же компания занялась климатологией? Потому что Европа сократила закупки российского газа, барыши монополиста упали, вот и приходится пугать людей ледниковым периодом. Увы, рассуждениям и цифрам этих корпоративных ученых верить нельзя. Так, декабрьская статья журнала Nature Climate Change сообщает, что выбросы углекислого газа за 2012 г. достигнут рекордной отметки 35,6 млрд. тонн — цифра вчетверо превышает данные россиян. Благодарить за это надо Китай (28% от общего объема выбросов при 10% роста) и Индию.
Во-вторых, сравнивать выбросы следует не с общей массой атмосферы Земли, а с массой парниковых газов в ней, и в этом случае антропогенный фактор очень заметен. Эта тревожная диаграмма показывает быстрый рост концентрации CO2 за последние полвека — скоро она достигнет 0.04%. Ну а рост концентрации углекислоты коррелирует с ростом температуры и означает, как известно уже всем, глобальное потепление.
Имеются и сопутствующие медийные тенденции. Аффилированные с «Газпромом» ученые и СМИ бьют в колокола — Гольфстрим остывает! Гольфстрим теряет скорость! Северную Америку и Европу ждут тяжелые времена! Единственное спасение — российский газ.
Тогда как изучение глубоководных кораллов показало, что в семидесятых годах XX века теплое течение у восточных берегов Канады сместилось к северу, и теперь ученые обсуждают опасность возможного таяния глубинных залежей гидратов метана, превосходного парникового газа, что приведет к ускорению процесса глобального потепления. Природу, похоже, непрерывно бросает из крайности в крайность, то в холод, то в жар…
Да и вообще Гольфстрим снова — после максимума 1940 и минимума 1960 гг. — теплеет. Причем в первую очередь теплеет его северная часть. Сравните две диаграммы: красный цвет означает данные по отклонению температуры от средней вблизи Флориды, а коричневый — вблизи канадской Нова Скотии. (Climate Observations: GulfStream Sea Surface Temperature (SST …The..).
У берегов США Гольфстрим так же периодически смещается далеко на север, как это было осенью 2010, и особенно сильно — в октябре 2011 года. Согласно данным коллаборации eMOLT (руководитель программы Джеймс Мэннинг из Национального управления океанических и атмосферных исследований США), в точках OC01 и TA51, которые расположены близ внешнего континентального шельфа, температура внезапно увеличивалась на 6,2 и 6,7˚C, превышая порой 18˚C у дна. Это очень много для данной области, и для конца осени. В декабре 2011 в OC01 была зарегистрирована самая высокая придонная температура за шесть лет наблюдений.
Причем причиной нагревания стали не кольцевые течения, отрывающиеся от основного потока, а сам Гольфстрим. Его мейнстрим отклонился на 200 км от среднего положения, впервые забравшись на этой долготе так далеко на север.
У временного сдвига течения могут быть долгосрочные последствия. Исследования показали, что увеличение температуры воды на два градуса выше обычного максимума стало причиной сильных изменений в популяции серебристого хека, а весной 2012 года луфарь и полосатый лаврак были замечены неподалёку от полуострова Кейп-Код намного раньше, чем в предыдущие годы.
Неясно, что могло вызвать сдвиг. Он случился вскоре после ураганов Ирен и Катя, обрушившихся на восточное побережье Северной Америки. Быть может, это они заставили Гольфстрим сбиться с пути у мыса Гаттерас? Но даже самый мощный ураган вряд ли сдвинет на такое расстояние реку шириной сто миль и глубиной около километра!
Конечно, последние холодные зимы заставляют задуматься о верности теории глобального потепления. Я вот пишу эти строки в заснеженном Нью-Йорке, хотя второй день как должен быть с внучкой в жарком Канкуне — снежный шторм Немо заставил закрыться аэропорт Кеннеди. Но даже если теория верна, что с того? Вспомним, чем ее сторонники пугают нас. Мол, полоса пустынь расширится на Испанию, часть Франции станет саванной, Германия превратится в субтропики, уровень моря поднимется на три метра, а урожаи пшеницы резко упадут.
Да, с морем шутки плохи, и десяткам, если не сотням миллионов людей придется переселяться подальше от берега. Но ведь не сразу же, ведь не потоп, как во времена Ноя, время еще есть. Массовые миграции в связи с климатическими изменениями? Будут, ничего не попишешь, но вообще-то человек ко всему приспосабливается, так что не надо драматизировать. Вспомните, каково было нашим предкам в конце ледникового периода, когда все таяло вокруг, когда последние мамонты уходили на север, а почва буквально исчезала из-под ног! Как это случилось с благословенным Доггерлендом.
И ничего, привыкли, потом даже понравилось. На месте Доггерленда теперь знаменитая Доггербанка, где ловится лучшая в мире голландская сельдь, Англия же с превеликим удовольствием отделилась от континентальной Европы и лишь потому смогла достичь таких успехов. Кроме того, именно тогда Русская равнина освободилась от двухкилометрового панциря льда и появилось место для России!
Что касается настоящих глобальных потеплений, то вскоре после таяния льдов и бореального периода, когда климат был похож на наш современный, начался т.н. Атлантический оптимум — самый тёплый и влажный период голоцена Северной Европы. По разным оценкам, он длился примерно от 8000 до 5000 лет до н.э.
Климат в то время был, в целом, теплее нынешнего. Среднегодовая температура была на 2-3 градуса выше современной (а в солнечной Сибири на все 7-9!), уровень моря на три метра выше, и границы природных зон располагались севернее. Дубы и прочие смешанные леса шумели у Архангельска. Пока что все в согласии с теорией глобального потепления, не так ли? И если мы движемся в этом направлении, то исходя из имеющихся данных по палеогеографии логично предположить, что при дальнейшем росте температуры ситуация будет трансформироваться аналогичным образом — климатические пояса сдвинутся на север. Однако былая практика поправляет теорию важными и масштабными деталями.
Вас пугают пустыни в Испании? Но взгляните на карту Сахары времен того давнего оптимума. Вместо нынешнего бескрайнего океана песка и камня лишь гипотетическая узкая полоска по центральным нагорьям. Зато повсюду огромные голубые озера, полноводные реки, густые леса, замечательный климат, множество зверей и птиц — все это, вплоть до кораблей, отражено на фресках Тассили. Эдем! Земля обетованная! Это отсюда и с того времени распространились в мифах всех народов воспоминания о рае и золотом веке.
И лишь затем, 3900 лет до н. э., с очередным глобальным похолоданием и приближением климата к современному началась великая засуха, оборвавшая детство человечества. Она, собственно говоря, длится по сей день и, как пишет Википедия, привела к наиболее интенсивному опустыниванию эпохи голоцена, ознаменовав окончание неолитического субплювиала. Именно тогда Сахара начала превращаться в привычную трансконтинентальную пустыню, что вызвало массовую миграцию в долины рек и привело к возникновению первых цивилизаций.
Да, климатический оптимум приятен для жизни, но именно потому не предполагает социального и всякого иного прогресса! Что и наблюдается на примере тропических стран. К прогрессу ведут невзгоды и потрясения, путь преодоления. Так, может быть, и нынешнее глобальное похолодание, о неизбежности которого так много говорят в Единой России, даст толчок следующему циклу восхождения к вершинам человеческого духа? А Газпром, подогревая нездоровый ажиотаж вокруг градусов и своекорыстно муссируя тему углеводородов, лишь тормозит наше стремление через тернии к звездам?