Банальный конфликт собственников вызвал приступ патриотической истерики как к востоку, так и к западу от Хутора Михайловский, где хмурые пограничники традиционно шутят про минеральную воду «без газа». «Хохлы у нас воруют газ», «Газпром перекрывает нам вентиль, лишает нас независимости», – слышим мы от политиков и их избирателей. Только постновогоднее похмелье мешает градусу националистического угара подняться на должную тягнибоковско-поткинскую высоту – с выпученными глазами и пеной у рта, готовностью костьми лечь за национальные интересы «своей» корпорации. Почему же, господа, вас не волнует, что убивают детей в Газе, а беспокоит лишь закручивание газового вентиля, спор хозяйствующих субъектов в лице господина Миллера и господина Дубины? Или вам, белокурым и голубоглазым сверхчеловекам, нет дела до смуглых палестинских арабов? Но тогда и до вас никому не будет дела, когда вам закрутят вентили, отрубят тепло и свет, уволят с работы и выпрут из квартиры. Может быть, тогда вы поймете, что солидарность – это не «идеализм», а весьма практичная штука.
Сектор Газа отрезан от поставок с 5 ноября 2008 года, более двух месяцев. Представьте себе, что вам перекрыли продовольствие, в вашем городе закрылись более половины пекарен. К апрелю не останется кур, так как нет кормов, нет пресловутого газа для обогрева. Как вам это? Сектор получал – заметьте, до начала боевых действий – лишь 18 % необходимого топлива, больше половины времени в домах отсутствовала электроэнергия, а часть жилищ была лишена ее совсем.49,1 % трудоспособного населения – официально безработные, большинство живет за чертой бедности, при этом половина населения так называемой автономии – дети. Можете сколько угодно объявлять ХАМАС экстремистами и террористами, но я посмотрел бы, за каких экстремистов и террористов проголосовали бы вы, окажись вы в подобных условиях? Очутись вы в колониальном гетто на правах второсортного народа, с перекрытыми входами и выходами, с постоянными шмонами, арестами, без работы, без снабжения, с тотальным дефицитом самого необходимого? Да я готов спорить на бутылку хорошего коньяка, что вы так озвереете, что с лихвой переплюнете свои самые шовинистические представления о палестинских «дикарях» и «исламистских террористах», а последние при этом будут выглядеть на вашем фоне образцами гуманизма и толстовского непротивления злу насилием. Нет, пожалуй, стоить спорить не на бутылку, а на ящик! Дело-то верное.
Но вас волнует передел газового рынка Украины…
А вот, господа украинские патриоты, задайте себе вопрос: что это за независимость такая, если ее можно быстро придушить, закрутив газовый вентиль? Сдается мне, что липовая она, ваша независимость. Типа «Независимой Украинской Державы» Скоропадского или Шухевича, державшейся на немецких штыках. На деле вы в полной, тотальной зависимости от крупных корпораций, от воли их владельцев.
И правда в том, что большинство этих корпораций – не украинские. Так что вам, господа украинские патриоты, недоступна даже имперская спесь российского обывателя, который радуется тому, что «наш» господин Миллер с господами Путиным и Медведевым может закрутить пресловутый краник. Радуется так, как будто господин Миллер – его знакомый, с которым он периодически потягивает у ларька одноименное пиво (или какой там сорт пива положено пить патриотам). Да, господа украинские патриоты, это – капитализм, свободный рынок, на котором частный собственник газа и вообще собственник чего угодно может сказать вам «Заткнись и плати!» – и вы утретесь и заплатите, или будете сидеть без газа, тепла и света.
Вы сами этого хотели, господа патриоты, только вы думали, что это Украина, которая в Союзе «всех кормила», будет перекрывать всем краны. Но вышло по-другому, нашлись хищники покрупнее – и на востоке и на западе.
Ну а российский обыватель-патриот? Как он радуется, что «хохлы» перестали «воровать газ». Как будто это у него в коммунальной квартире перестали воровать шампунь и туалетную бумагу и ему уже не нужно в отместку плевать соседям в чайник.
Уважаемый, это не твой газ, ты сам его купишь, как миленький, у «Газпрома» по той цене, которую назначит господин Миллер и господин Путин. И будешь платить точно так же, как нелюбимые тобой по неведомой причине «хохлы». Да и где ты был, когда вышеозначенные господа украли льготы у пенсионеров и студентов, когда инфляция сожрала у тебя ползарплаты? Где ты отсиживаешься сейчас, когда твоих коллег выкидывают с работы, «потому что кризис»? Ты только и можешь грозить немощным кулачком Ющенко, Саакашвили или на какого там еще врага тебе укажут по телевизору? Если ты так кичишься мощью государства, тем, что оно защитило Осетию от агрессии Грузии, почему не требуешь, чтобы оно защитило Газу? Или Курдистан? Да потому что там «Газпром» еще не проложил свою pipeline, а «Лукойл» не построил нефтяные вышки. И пока этого не случилось, ты будешь поддерживать «цивилизованных» израильтян против «недоразвитых» арабов, вместе со всем остальным «свободным миром» во главе с Бушем и Обамой.
Нет, друзья мои, нет никакой свободы и независимости в мире, где правят корпорации, где правит капитал. Формальное равенство богатого и бедного, сытого и голодного, хозяев «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» и рядовых потребителей, мерзнущих без отопления и горячей воды – это фальшивка, обман.
Однако в Газе нет и такого, чисто формального равенства. Там живут люди, которых Государство Израиль, где они вынуждены жить против своей воли, считает людьми «второго сорта», которые не могут выехать за пределы бутафорской «автономии» и не могут получить необходимого из-за ее пределов. Для них и такая формальная, буржуазная демократия еще не достигнута. Они борются еще пока не за равенство, а за равноправие.
Кто-то очень левый написал, что, мол, в Израиле и Палестине с обеих сторон «шовинизм», потому, мол, надо занимать «циммервальдовскую» позицию и не поддерживать ни одну сторону. Нет, товарищи, национализм и патриотизм угнетенной нации и шовинизм угнетающей – это не одно и то же. Марксисты везде и всегда поддерживали право наций на самоопределение – право людей самих определять свою судьбу, определять, жить им в этом государстве или создать свое. Противоположную позицию Ленин называл «империалистическим экономизмом», лишь на словах левой, а на деле социал-империалистической. Национально-освободительное движение арабов – это объективный союзник в борьбе за социализм. Не хочется повторять прописные истины, но палестинцы борются против Государства Израиль, которое является инструментом империалистического контроля над Ближним Востоком и всегда и во всех случаях проявляет себя именно как такой инструмент. Черт возьми, да почитайте Маркса, который писал, что «английский рабочий класс ничего не поделает, пока он не избавится от Ирландии… Английская реакция в Англии коренится в порабощении Ирландии». То, что Израиль, начинавшийся как страна кибуцев, страна бежавших от фашизма, быстро превратился в деспотически-империалистическое государство, где правые борются за власть с ультраправыми, тоже коренится в том, что Государство Израиль строится на национальном угнетении арабов, колонизации Палестины и военном доминировании в регионе.
Сохранение единого государства, где не будет национальной вражды и неизбежных при этом вспышек насилия, возможно, лишь если израильтяне будут признавать и уважать безусловное право арабов на самоопределение, а также равные права арабов на Иерусалим и другие спорные территории, обеспечат полное национальное равенство, включая равный доступ к образованию, равенство языков и т.п., отказавшись от своих привилегий господствующей нации и обеспечив экономическое развитие арабских земель, выравнивание уровней развития.
И еще. Стрелять первым начал Израиль, об этом много писали. Еще раньше Израиль оккупировал палестинские земли. Но даже если бы первые ракеты полетели со стороны ХАМАСа, это не оправдывало бы израильскую агрессию. Угнетенный, загнанный в угол может и должен сопротивляться. И не угнетателю оценивать, какие средства самообороны при этом допустимы, а какие – нет.
Поэтому левые всего мира поддерживают Палестину несмотря ни на какой ХАМАС. Да и демонизировать ХАМАС не стоит: палестинцы голосовали за ХАМАС не потому, что они все поголовно «исламские фундаменталисты», а потому, что ХАМАС, в отличие от предыдущей администрации не разворовывал в таких объемах гуманитарную помощь, адресованную населению, ХАМАС выглядел менее коррумпированным и обещал не капитулировать перед израильскими властями, как это сделала на переговорах в Осло предыдущая администрация.
Да, господа либералы, можно быть противником сионизма, как идеологии и практики репрессивного империалистического Государства Израиль и в то самое время быть противником антисемитизма – во всех его формах, от черносотенно-харчиковских до самых «просвещенных». «Мы различаем фашизм и немцев, – говорил в более сложные времена товарищ Сталин. – Гитлеры приходят и уходят, а народ немецкий остается». Еврейский народ дал миру столько борцов за освобождение, в том числе и освобождение других народов, что истинным национальным унижением и национальной трагедией для него является прозябание под властью шовинистов и палачей Палестины, всевозможных ольмертов и бараков.
В каком-то смысле мы, как и палестинцы, тоже заперты в гетто. В гетто бедности и эксплуатации. Но палестинцы борются против своих угнетателей, а наши сограждане по обе стороны Хутора Михайловский рукоплещут им, радуются их «победам» и переживают их «поражения».
Когда же вы поймете, наконец, что враг – в своей стране? Что победа власти и бизнеса – это ваше тотальное, сокрушительное поражение? Что дело не в том, какая корпорация и сколько кому должна, а в том, что большинство из нас – наемные рабы этих корпораций, покупающих нашу рабочую силу по дешевке, а готовый продукт, произведенный нами же или такими же как мы работниками – втридорога? Когда поймете, что действительная независимость – не в границах, армиях, гербах и гимнах, а в том, чтобы власть и собственность были в руках народа?
Сдается мне, что палестинцы, которых вы считаете «нецивилизованными», поняли эти истины раньше и лучше вас, «цивилизованных» людей.