Великий русский задрот
Ошибкой было бы думать, что «великий русский задрот» (будем называть его так, чтобы избежать пафосных слов вроде «интеллигент» или «представитель креативного класса») так вот неверно считать, что «великий русский задрот» труслив. Но ничего подобного: он исправно ходит на митинги, сидит в автозаках, получает дубинкой по голове, в общем, выполняет гражданский долг так, как его себе представляет. Проблема в том, что он мазохист. То есть, ему проще в очередной раз получить дубинкой по голове, чем начать-таки махать кулаками, или изобрести хоть какой-то иной способ действия, а в драке, как когда-то говорил Н. Бухарин, побеждает тот, кто готов первым проломить череп врагу.
Сам Николай Иванович умел проламывать черепа и не просто так, по какому-то историческому недосмотру он стал одним из лидеров большевиков. Умел, но в рядах ВКП (б) были люди, а вернее один, очень хорошо всем известный человек, которые справлялся с этим нехитрым делом намного лучше, так что в 1938-м году череп самого Николая Ивановича тоже был проломлен. Вместе с миллионами других черепов. Точнее, конкретно Николай Иванович, получил пулю в затылок. Так что природный мазохизм и решительная неспособность драться впитанные «великим русским задротом» с молоком матери, университетской программой и чтением Кафки, это, в общем, не плохо, но иногда, надо же действовать как-то иначе, а не просто подставлять голову под дубинки. Герой кафковского «Замка» Йозеф К. – не самая лучшая ролевая модель, если вы пытаетесь достичь хоть какой-то мало-мальски значимой цели.
Впрочем, если бы «великий русский задрот» был только мазохистом, в этом было бы только половина проблемы, кроме того, он ещё и (в силу привычки общаться больше с книгами, чем с людьми) стихийный идеалист. То есть верит в силу убеждения даже тогда когда вполне очевидно, что никакое убеждение уже не способно подействовать. Он и правда не понимает, что бессмысленно объяснять человеку, который собирается тебя бить и возможно ногами, что на самом деле ты за всё хорошее, насилие это не наш метод и вообще у тебя душа за родину болит. Мир так не работает.
«Великий русский задрот» может быть закваской для общественных изменений, но он не может сам один стать той движущей силой, которая к этим изменения действительно способна привести. Изменения в общественном устройстве России станут возможны только тогда, когда, может быть и усердно ходящие в церковь, но по природе своей совсем не идеалистичные и не мазохистски настроенные массы почувствуют, что текущее положение дел им категорически не нравится. Пока эти массы может быть и не всё устраивает, но в целом они готовы терпеть и надеяться на лучшее. Ведь они тоже в чем-то мазохисты, только по-своему.
Но это пока… На месте действующей власти я бы постарался сделать всё, чтобы это «пока» не прекращалось как можно дольше.