В Тольятти бывшие работники предприятия “АвтоВАЗагрегат” в понедельник, 29 августа, перекрыли федеральную трассу М5, требуя выплатить долги по заработной плате. В результате на дороге образовалась пробка в обоих направлениях, сообщает NEWSru.com.
В мэрии города СМИ сообщили, что митинг прошел с 9 и до 10 утра. «По информации полиции, на трассе действительно возник затор. Участники митинга ходили через дорогу с плакатами, и это затруднило движение транспорта утром», — заявили в мэрии.
Митингующие держали транспаранты с надписями: “Козлов, отдай наши деньги!”, “Козлов, верни рабочие места! Наши дети хотят кушать!”, имея в виду генерального директора ОАО “АвтоВАЗагрегат” Виктор Козлов.
Ранее губернатор Самарской области Николай Меркушкин на встрече с жителями области, отвечая на вопрос, когда работникам “АвтоВАЗагрегата” будут выплачены многомиллионные долги, заявил: «Никогда, если в таком тоне вы будете разговаривать».
После этого работники компании решили провести митинг. В тольяттинскую администрацию заявка была подана на 50 человек, но людей было больше, поскольку бывшие сотрудники “АвтоВАЗагрегата” – в основном безработные. По данным мэрии Тольятти, в акции приняли участие порядка 80 человек.
Между тем, пишет портал “СитиТрафик”, мэр города Сергей Андреев на аппаратном совещании сообщил, что гражданам не выдавалось разрешения на проведение митингов.
Он отметил, что заявление действительно подавалось, но поскольку остановка, где пожелали собраться граждане, расположена на федеральной трассе, мэрия не согласовала и не разрешала проведение демонстрации. Мэр также отметил, что сотрудникам предприятия выплачено две трети задолженностей, но некоторые дочерние предприятия “АвтоВАЗагрегата” еще не выплатили долги.
“АвтоВАЗагрегат”, основанный в 1984 году как производственное подразделение “АвтоВАЗа”, в начале этого века перешел в частные руки, а в 2012 был продан московским предпринимателям.
В июле 2015 года “АвтоВАЗагрегат” был остановлен. Осенью того же года в компании была введена первая стадия банкротства, а в отношении гендиректора Виктора Козлова и его первого заместителя Павла Тихомирова в ноябре были возбуждены уголовные дела по статье “Укрывание средств компании от налогов”. В марте суд приговорил Тихомирова к двум годам лишения свободы условно, а расследование дела в отношении Козлова продолжается.
Основными должниками оказались компания “АвтоВАЗагрегат” и его дочерние организации “ПошивавтоВАЗагрегат”, “АвтоВАЗагрегаттранс”, “АвтоВАЗагрегатпласт”, “Ставропольстройсервис”. В настоящий момент счета “АвтоВАЗагрегата” арестованы. Как пишет “Коммерсант”, долги по зарплате работникам предприятия превышали 100 млн рублей, пока к проблемам завода не подключились областные власти и часть задолженности была погашена.
По данным на 23 августа, в целом перечислено 156,6 млн рублей на погашение задолженности по зарплате. На выплату зарплаты работникам “АвтоВАЗагрегат” направлено 139,3 млн рублей, работникам дочерних организаций – 17,3 млн рублей. Как сообщила 24 августа старший помощник областного прокурора Ульяна Кудинова, на данный момент общая сумма задолженности перед сотрудниками организаций составляет 64 млн рублей, 34 млн рублей приходится на долг перед работниками “АвтоВАЗагрегата”.
Ситуацию вокруг протестных акций последнего времени, таких как в Тольятти и Краснодарской области, прокомментировала руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений Анна Очкина:
— Все знаковые протесты — в Тольятти, в Саратовской области проходили митинги массовые, связанные с большим уровнем безработицы в области, тракторный пробег фермеров, пробеги дальнобойщиков, голодовки в Хакасии и Приморье — все эти протесты адресованы федеральной власти, даже если вызваны они региональными, а то и местными в отдельных случаях проблемами.
На уровне региона и местном уровне решается вопрос невыплаты зарплаты, если она связана с халатностью менеджмента — такого типа протесты происходят каждый месяц, работники прекращают работу или даже объявляют голодовку, пишут письмо в инспекцию по труду — если нет огромных долгов, как бывает у предприятий-банкротов, эти вопросы решаются на местном и региональном уровне.
Если проблема серьезная, системная, даже если она вызрела в регионе, протест будет адресован федералам. И это всегда будет громко: можно перекрыть трассу, можно голодать у стен правительства, нужно ехать на тракторе непременно в Москве — обратите внимание, что не в Краснодар!
Это, конечно, симптом нарастающих социальных проблем. Не хочу сказать, что наблюдается галопирующий рост протеста. Но есть количественный рост протестов при значительных качественных изменениях. Всякие декларативные протесты и акции либералов и оппозиции — в духе белоленточных шествий, протестов ЛГБТ — раньше были очень массовыми, теперь же их практически нет в повестке. Зато довольно много забастовок, митингов социального характера против уничтожения или сокращения льгот.
Протест у нас, если его сравнивать с уровнем проблем, слабый. И нельзя сказать, что он крепнет организационно — к сожалению, бывает так, что ФНПР или КПРФ входят в протест и действует на него как масло на воду.
Тем не менее, акции фермеров, протесты в Самарской области — это очень тревожный симптом. Это протесты нового типа, по новым поводам. Дело, конечно, в кризисе — промышленный регион в Самарской области, который развивался в 10-ых, 00-ых — теперь пострадал от кризиса, потому что вовремя не была сделана реконструкция и модернизация производства, а те действия, которые были сделаны, но стратегически были безграмотны.
С фермерами еще хуже — это земельный вопрос. Строительная сфера вовсе лидирует — а ведь из нее мог бы получиться очень хороший канат, который вытянул бы из кризиса экономику, если ее (отрасль) нормально поддержать.
Там, конечно приняли “социальные” законы, что теперь никакой проект не утверждается, пока не будет проработаны не только собственно вопросы строительства, но вопрос о рабочих местах и так далее. Это хорошо, но те строительные фирмы, которые действуют на рынке, слишком слабы для всего этого. Нужны государственные фирмы, которые помогают им, поддерживают их. Потому что когда “посыпется” строительство, это ухудшит ситуацию не только с жилищным фондом — будут постоянно сокращаться еще и самые динамичные рабочие места.
Сам по себе протест вряд ли может быть симптомом того кризиса, который у нас есть в реальности. Но то, что он постоянно концентрируется вокруг социальных проблем и все время дает всплески, это бесспорно. При этом прорыв идет именно в зоне ответственности государства. Посмотрите, где голодовки: соцстроительство в Ханты-Мансийске, метрополитен в Москве, космодром Восточный, Крымский мост — стройка века — и там умудрились не платить!
При этом симптомы нарастающих проблем наблюдались ведь давно — и можно было стратегически работать по этому направлению. Та же Самарская область давно сигналила, что там будут проблемы. Так что мы имеем последствия не только экономического кризиса, но и последствия не очень грамотного государственного проблема, которая усугубляется кризисом или наоборот усугубляет кризис.
При этом теперь вместо решения проблем власти опять же начали просто бить по людям, которые ни в чем не виноваты кроме того, что не могут нормально работать. И с точки зрения приближающихся выборов это не очень умно, и с точки зрения управления не очень умно. Здесь нужно создавать рабочие группы, комиссии, а не на людей заводить административные дела. Тактика тут такая: накрыть паука колпаком, и отвернуться от него. Что потом будет — неважно. Не нужно выяснить, откуда он, не нужно решать вопросы, пусть уползет куда-нибудь, главное лишь, чтоб с глаз долой.
Это не просто кризис экономический, но кризис социально-экономической политики государства и элементарно техники управления.