После провокации сторонников режима сирийского президента Башара Асада в городе Хасеке (Рожава), контролируемом частично курдскими ополчением, а частично силами режима, 16 августа вспыхнули ожесточенные боестолкновения. С обеих сторон в результате стычек погибли десятки человек. Бои ведутся в районах города, прежде контролируемых правительством. Армия Асада в ответ наносит бомбардировки с воздуха.
По версии лоялистов, солдат Сил Национальной Самообороны был убит членом курдской милиции Асайиш на блок-посту в Хасаке. После этого режим подверг артиллерийскому обстрелу курдские районы, на что курды ответили атаками и артиллерийскими обстрелами.
По версии курдов, гангстеры из Сил национальной Самообороны арестовали несколько гражданских на территории, находящейся под контролем курдской полиции – это привело к вмешательству курдской милиции и последующим столкновениям.
С 17 августа, впервые в ходе сирийской гражданской войны, режим начал применять против курдов авиацию – что стало неожиданностью и повлекло тяжелые последствия для курдов.
YPG выступила с заявлением, в котором обвинила сирийский режим в том, что тот, вместо того, чтобы бомбить ISIS, использует свою авиацию для нанесения ударов по жилым кварталам Хасаке, в результате чего убиты десятки гражданских лиц.
В заявлении говорится: “Режим рассчитывает на то, что ISIS останется, в качестве противовеса курдам, в надежде подорвать те хорошие результаты, которые были достигнуты в ходе наступления на Манбидж. Действуя таким образом, режим совершает суицид”.
В результате бомбардировок баз Асайиш минувшей ночью убит командир милиции Мунир Мохамад. Асайиш никогда не имели дела с противником, оснащенным авиацией, поэтому оказались совершенно неподготовленными к бомбардировкам – их штаб-квартиры, склады, базы, тренировочные лагеря не замаскированы и не прикрыты.
На странице сирийских ВВС в Facebook размещено заявление, в котором отрицаются “утверждения о перехвате сирийских самолетов в районе Хасаке самолетами американской коалиции”. Между тем в Камышли YPG и Асайиш осадили лоялистов на их базах – в ответ на бомбардировки Хасаке.
Ранее курды эвакуировали тысячи жителей, в том числе христиан, из Хасеке. По сведениям курдского агентства Фират, ополченцы КСС в ходе боестолкновений, начавшихся 16 августа, убили свыше 30 сирийских военных, еще 33 взяты в плен, среди них 12 офицеров.
Ситуацию прокомментировал эксперт ИГСО Михаил Балбус:
— Конфликт между курдской партией Демократический Союз и правительством Сирии был более чем вероятен. Единственное, многие аналитики считали, что он может перейти в острую фазу только когда непосредственная угроза от исламистов (ИГИЛ в частности) будет устранена.
До сегодняшнего момента Демократический Союз и его боевые подразделения (YPG) были ситуативными союзниками правительства. По факту на некоторых направлениях (провинция Халеб (Алеппо)) они и являются таковыми. Ситуация в Хасеке представлялась иной. До сих пор мелкие конфликты между курдской полицией Асайиш и проправительственными ополчениями (ассирийское и национальные силы обороны) удавалось урегулировать. Курды возлагают ответственность за боевые действия на правительство. Однако две вещи заставляют в этом усомниться.
Во-первых, сейчас именно курды отказываются вести переговоры (даже при иранском и российском посредничестве). Ранее это решалось или на уровне гарнизон Хасеке — ДемСоюз, или Дамаск — ДемСоюз. Сейчас же курды отказываются идти на уступки и выставляют заранее неприемлимые условия сдачи городов Хасеке и Камышли.
Во-вторых, сирийская армия сейчас ведет ожесточенные бои в провинции Алеппо. Помимо этого ИГИЛ пробует позиции армии на прочность в районе Пальмиры и городе Дейр эз Зор. Боевые действия в Хасеке вредят обороне последнего города, так как он служил источником большой доли подкреплений для этого города.
Основным пунктом расхождений между ДемСоюзом и правительством является статус автономии курдов и ее размеры. Ранее речь шла о трех курдских кантонах, теперь же курды претендуют на все территории, что отбили (и отобьют) у ИГИЛ. Более того, сам Демократический союз объявил о создании федерации. Официальный Дамаск указывает, что курдов непропорционально мало на большинстве новоприобретенных территорий и готов обсуждать вопрос об автономии исключительно после победы над исламиствми.
Стоит учитывать и внешнеполитический фактор, который подтолкнул Демократический Союз к конфликту именно сейчас, когда курды пользуются прямой военной поддержкой США и их коалиции (авиаподдержка и группы спецназа), за счет чего добились недавних успехов в виде взятия города Манбидж на севере Сирии.
Как бы то ни было, в случае успеха переговоров о примирении сторон, конфликт разрешен не будет и велика вероятность его эскалации позднее.