В связи с недостатком средств на госпрограмму “Развитие науки и технологий” к 2019 году в России под сокращение могут попасть 10,3 тысячи ученых. Об этом стало известно Газете.Ru, заполучившей копию документов Минобрнауки, подготовленных к бюджетному совещанию у премьер-министра Дмитрия Медведева.
Из текста документов предполагается, что доля научной госпрограммы в общих расходах бюджета сократится с 0,98 процента в 2015 году до 0,87 процента в 2019-м. Минобрнауки предлагает уже в следующем году уволить до 500 человек. Наибольшие кадровые потери ожидают Академию наук и Курчатовский институт.
Так, ведомство считает необходимым вычеркнуть из зарплатной ведомости ФАНО к 2019 году 8,3 тысячи научных сотрудников (уже в 2017-м могут быть уволены 3,5 тысячи человек). В Курчатовском институте Минобрнауки готовит к увольнению 1,5 тысячи человек в следующем году.
Тем временем, глава департамента информационной политики Минобрнауки Анна Усачева уже поспешила сообщить, что информация СМИ о сокращении бюджетных мест в вузах на 40% к 2017 году является недостоверной.
“Сведения, изложенные в публикации, не соответствуют действительности, некорректны и не являются официальной позицией Минобрнауки России”, — сказала она.
Она добавила, что количество бюджетных мест в вузах гарантировано федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” и не может подвергаться сокращению. “Также на 2017 год защищены и проиндексированы расходы на стипендиальное обеспечение, прирост бюджетных расходов на выплату стипендий в 2017 году составит более 1,3 млрд рублей”, – подчеркнула глава департамента.
Усачева также отметила, что по итогам последнего заседания по бюджетным расходам у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева было принято решение не сокращать расходы и объем госзадания в сфере образования в бюджете 2017-2019 гг.
Новость о возможных массовых сокращениях прокомментировала руководитель центра социального анализа Института глобализации и социальных движений Анна Очкина:
— Если говорить о сфере образования и науки в целом, то вузовские начальники, руководители регионов сделают все, чтобы не допустить именно массовых сокращений.
Если говорить о вузах, то сокращения идут и будут идти. Идет волна колоссального сокращения часов. Если в Москве и некоторых других крупных городах вузы перешли достаточно давно на двухуровневую систему, то в провинциальных вузах можно видеть максимум второй или третий выпуск бакалавров. Какое-то время там учили специалистов и бакалавров, и этот «промежуточный момент», когда учатся сразу два потока, давал большое количество часов.
Сейчас все это сокращается, вводится новый стандарт ФГОС 3+, а также грядущий ФГОС 4 — вообще все, что бы в министерстве ни заявляли, предполагает серьезное сокращение часов. Из обязательных базовых предметов остались только философия, история, иностранные языки, физкультура и ОБЖ, но теперь уже даже не стандартизируется обязательное количество часов на них. Вуз будет «кроить» эти предметы как угодно, и они пострадают неизбежно. ФГОС 4 вообще будет ориентирован на модульную систему и, соответственно, тоже вызовет неминуемо шквал сокращения часов.
Как же в этом случае можно избежать массовых сокращений? У человека просто нет ставки, и ему предлагают согласиться с ухудшающими условиями труда — что он будет работать на полставки, на четверть ставки. Кто-то согласится, кто-то нет, кого-то уговорят уйти на пенсию, а не уволиться, но сокращения будут, и качество жизни у людей все равно ухудшится. Однако массовые сокращения, которые могут быть опасным явлением с точки зрения самого же начальства, будут избегать всеми силами, пока где-то, что называется, «не прорвет».
Что касается науки, то тут все обстоит еще хуже — конечно, будут сокращать. Если науку довольно долго не финансировать и управлять ею так, что ученые задавлены всяческими показателями, слабо связанными с реальной научной деятельностью, и при этом нет общественного заказа на научные результаты — то, конечно, наука будет хиреть.
Где-то побоятся уволить массово — эти цифры, названные сегодня, конечно, скорее всего, завышены. Но людей будут так или иначе выдавливать, потому что этой линии на сокращение реально никто не противостоит.
Нужно понимать, что сокращения постоянно происходят и так. Они просто не будут принимать массовый характер, ибо очевидно с точки зрения всех руководителей, что это крайне опасно. Регионы испугаются в первую очередь, потому что там значительно меньше возможностей в отношении занятости. Руководители будут всячески выворачиваться, саботировать исполнение. Но по мере накопления необходимости в увольнениях из-за сокращения финансирования, это будет происходить неизбежно.
И проблема не в том, что у нас совсем нет социального протеста, который мог бы противостоять сокращениям. Он есть. Но даже успешные протесты не ведут к формированию устойчивого поведения, ориентированного на защиту прав граждан.
С другой стороны, это все-таки положительный момент, что Минобрнауки, как и Минфин, ПФР, что-то все-таки опровергают — это говорит о том, что они все еще думают, что у нас есть общество. Это замечательно. Я не думаю, что им стыдно, но, по крайней мере, они еще не забыли, что это должно быть стыдно. У нас есть локальные протестные выступления, которые периодически приводят к определенному позитивному результату, хоть и не приводят к постоянному, системному сопротивлению. Но даже вот такой фрагментарный протест всё-таки производит определенное впечатление.