Несмотря на то, что интернет со всеми его ресурсами, предполагающими безликость или анонимность рассказчика, стал главным источником информации об окружающем мире, всё ещё находятся люди, которым не лень потратить несколько часов времени на интересную лекцию, где живой (и скорее всего весьма харизматичный) докладчик с непосредственностью, не присущей «Википедии» и новостным сайтам, поведает желающим о том, чем он занимается или интересуется. Лекторий книжного клуба-магазина «Гиперион» — как раз такое место, где собираются любители живого общения с интересными людьми.
Безусловно, место это не единственное. В Москве по-прежнему регулярно проходят лекции премии «Просветитель», действует единый в двух частях (гуманитарной и естественнонаучной) лектории журнала «Знание–Сила», в клубе «Завтра» (не путать с одноименным изданием) проходят научные лекции портала Полит.ру, наконец, совсем уж недавним поветрием стали «научные слемы», первый из которых прошел на сцене клуба «Москва Hall» 2-го марта этого года (однако ранее в Москве уже проводились сходные по принципу «Научные бои»). Всё же, как говорил Козьма Прутков, «нельзя объять необъятное», так что об этих начинаниях и лекториях как-нибудь в другой раз.
Мне довелось впервые побывать на лекции в «Гиперионе» 17 марта, когда Ася Казанцева, автор книги «Как мозг заставляет нас делать глупости», рассказывала о нейрофизиологии удовольствия аудитории из трёх десятков человек, среди которых были и студенты экономических вузов, и российские учёные, и научные журналисты (например, Борис Жуков), и даже бизнесвумен. Такое число слушателей кому-то может показаться несолидным, но в скромном по размерам помещении книжного клуба (а ведь по совместительству это ещё и магазин!), пожалуй, трудно было бы разместить большее количество желающих. После лекции и вопросов по ней, многие из которых были весьма неожиданными, Ася разыграла последний непроданный (до того, как напечатают следующий тираж) экземпляр своей книги: слушатели должны были выбрать молекулу, которая по итогам рассказа впечатлила их больше всего, и человек, у которого на билете была изображена та самая молекула, получил «Кто бы мог подумать…» в единоличное владение. После этой мини-лотереи и признаний слушателей в бесспорной харизматичности докладчика Ася согласилась ответить на несколько вопросов.
Какие у вас есть идеи по поводу того, о чём писать дальше, в своей следующей книге?
Идеи есть, но они недостаточно зрелые, чтобы их подробно озвучивать. В целом история такая же, как и с первой книжкой: я все жду, пока ее напишет кто-нибудь более взрослый и умный, но если никто так и не соберется, то тогда придется мне. Я читаю практически весь выходящий на русском языке научпоп и понимаю, что на рынке есть и чего на рынке нет. В частности, у нас дефицит книг, выступающих против лженауки, и я надеюсь написать такую. Но я пока ещё не начала, поскольку нужно написать предисловие, в котором надо рассказать о философии науки, о том, почему у нас есть право на истину, почему мы думаем, что Дарвин прав, а девочка Маша Шрайбер неправа. Ответ на этот вопрос кажется настолько очевидным, что очень сложно сформулировать его для человека, которому он очевидным не кажется. Поэтому сейчас я читаю разнообразные, порой весьма нудные книги по философии науки, и если мне удастся за полгода написать предисловие, основываясь на идеях из этих книг, тогда весь остальной текст у меня уже получится за пару месяцев.
Были ли какие-то книги с того самого «рынка», которые дали вам вдохновение, направление, как писать?
Книги, которые дали вдохновение, в «Кто бы мог подумать…» перечислены в списке литературы. Правда, когда я писала свою книгу, я не знала, что выходит очень похожая по теме работа Дмитрия Жукова, и если бы я знала об этом, возможно, не стала бы выпускать свою (книга Жукова, всё же рассчитана на несколько другую аудиторию, и более провокативна — прим. ред.). А так, конечно, я птенец из гнезда Александра Маркова, я его протеже, ученик, последователь и так далее, и если бы не Александр Марков, который запустил научную журналистику в России вообще, то не было бы ни меня, ни всего нашего поколения научных журналистов. Марков — наше всё!
На Дмитрия Жукова и Александра Маркова я ориентировалась с точки зрения того, о чём писать, а на работы западных научных журналистов — с точки зрения того, как писать. Многие рецензировавшие мою книжку отметили (хотя сама я об этом изначально не думала), что у нас в стране научпоп изначально писали учёные, а я первая, кто написал про науку с точки зрения «девочки», когда читателя не учат, а скорее пытаются вместе с ним разобраться, в чём дело. Такой подход может привлечь потенциально более широкую аудиторию, тех, кому интересно узнавать что-то новое, но для кого Марков «тяжеловат». В этом, я считаю, достоинство моей книжки.
Организатор лекций в «Гиперионе» — человек, который официально в штате клуба не числится и денег за свою работу не получает, зато делает то, что нравится. Наталья Жукова, выпускница биологического факультета МГУ, ныне переводчик в крупном издательстве, рассказала о мероприятиях, порой весьма необычных, которые проводятся на той же площадке:
Как давно вы занимаетесь организацией подобных мероприятий?
Второй год. Когда мы переезжали со старого места (раньше книжный клуб располагался на территории «Шоколадной фабрики» — вблизи от метро Площадь Ильича — С.Я.), у нас состоялся «военный совет», на котором мы обсуждали, что надо как-то «раскручиваться», набирать посетителей и аудиторию. К тому же место в центре — дорогая аренда… Предлагали очень разные варианты: детские мастер-классы, клуб английского языка. Ну а я как человек естественно-научной тематики сказала, что сейчас в тренде научно-популярные лекции, они проходят, например, в Политехе, и не только там.
Первая лекция была посвящена «чёрным курильщикам», её читал Егор Виноградов, который погружался к «Титанику». Потом пригласили Кирилла Еськова. После этого мы уже стали приглашать так: «Не хотите ли у нас выступить? У нас выступали такие-то…». Теперь достаточно регулярно, два-четыре раза в месяц, у нас происходят подобные сегодняшнему действия, и многие приходят с лекциями, которые уже читали в других местах, потому что аудитории разные. Иногда за докладчиками приходит кто-то, кто хочет послушать ту же лекцию ещё раз здесь. В то же время бывает так, что человек изначально готовит выступление для «Гипериона», а потом идёт с ним же куда-нибудь ещё. Очень радует то, что людей интересует наука как таковая. К сожалению, из телевизора стало невозможно почерпнуть достаточно информации, а лекции эту информацию действительно дают. Кроме того, люди завязывают здесь новые контакты, знакомятся, берут друг у друга координаты, развиртуализируются…
Есть ли у вас заранее готовый план, кого приглашать?
У нас в основном плана нет, потому что все, кого стоит послушать, люди очень занятые. Поэтому действуем так: берём список свободных дней и обращаемся к какому-нибудь известному человеку, которого хотим пригласить, может ли он выступить в один из этих дней. Случай «пролёта», когда докладчик договорился, но не пришёл, пока был всего один. Кстати, бывает, что лекции повторяются: 11 марта была четвёртая лекция про кофе. Рассказывал её человек, который последние десять лет «варится» в кофе, каждый раз приносит образцы, говорит, как правильно выбирать кофе, молоть, варить… Хотя это, конечно, уже не совсем про науку, но аудитория очень активно слушает рассказы о том, что можно употребить внутрь. Кстати, у нас ещё регулярно проводится литературная засолка рыбы. Николай Борисович Максимов, ихтиолог, покупает рыбу и показывает, как её солить, попутно читая свои стихи. Из более близких к науке у нас недавно побывал Михаил Гельфанд с рассказом о бактериях, с которыми мы живём всю жизнь, и химик-технолог Сергей Белков с лекцией про хемофобию — боязнь съесть что-то «химическое», одно из антинаучных заблуждений. Здесь многие докладчики ставят себе цель развенчать такие предрассудки.
Бывают ли постоянные гости, которые ходят и на литературную засолку рыбы, и на лекции о пищевых добавках?
Засолка — это всё-таки мероприятие более дорогое, чем лекции, поскольку надо купить на всех участников рыбы. Но завсегдатаи, безусловно, есть. На лекции Аси Казанцевой их было как минимум четверо, среди них и один из наших лекторов, и игроки «Что? Где? Когда?», и не только. Аудитория «Гипериона» — это чаще всего знакомые знакомых, семьи лекторов, их дети (семья Александра Маркова, например, они ходят и на лекции, и на концерты). На сегодняшнем мероприятии, впрочем, было много новых лиц. Круг посетителей открыт, и мы стремимся к тому, чтобы сделать его как можно шире.