Не прошло и месяца с момента избрания нового президента Российской академии наук, как 27 июня с неожиданным заявлением выступил премьер-министр РФ Д. Медведев. Он сообщил, что правительство рассмотрело план масштабной реформы РАН и внесло его в качестве законопроекта в Госдуму. Та уже 2 июля намеревается приступить к его рассмотрению, чтобы за неделю, оставшуюся до завершения сессии, успеть принять сразу в трех чтениях. Председатель думского комитета по образованию Вячеслав Никонов считает, что при определенной политической воле депутаты успеют это сделать.
То есть, проект, определяющий судьбу русской науки, разрабатывался тайно и будет принят молниеносно! Куда же спешит правительство, а точнее, г. Путин? Ведь кристально ясно, чью политическую волю имеет в виду г. Никонов.
Медведев сказал: «Сейчас, вы знаете, в России шесть государственных академий, включая так называемую «большую» — Российскую академию наук. Эта система давно нуждается в обновлении. Важно дать возможность ученым заниматься, прежде всего, наукой и исследованиями и избавить их от несвойственных функций управления имуществом и коммунальным хозяйством».
Вслед за ним вице-премьер Ольга Голодец и министр образования и науки Дмитрий Ливанов объявили, что три государственных академии (РАН, академии медицинских и сельскохозяйственных наук) будут объединены в «общественную государственную организацию», при этом часть учреждений поменяет учредителя или будет ликвидирована. Еще три академии (художеств, образования, архитектуры и строительных наук) перейдут в ведение федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, академиков лишат возможности управлять имуществом: для этих целей будет создано специальное федеральное агентство.
Цели, конечно, благие – дать возможность ученым заниматься исключительно наукой, помочь им организационно. Голодец сообщила: «Не будет больше и член-корреспондентов, ограниченных в правах и десятилетиями ждущих шанса стать академиками. А ведь среди них хватает молодых и талантливых. Все эти новшества, включенные в закон, правительство сегодня одобрило. В Госдуме обещают успеть принять документ до конца сессии. После чего объявят трехмесячный мораторий на избрание новых членов РАН. На это время академию возглавит прежний президент — Владимир Фортов».
Но интересы просматриваются иные. Ливанов подчеркнул, что вновь образуемая Российская академия наук «уже не будет ведать ни финансами, ни имуществом. О том, как его использовали, можно только догадываться».
Да имущества у академий много, на миллиарды – здания в центре столицы и Петербурга, территории, оборудование. Они сумели отстоять его в лихие 90-е, оно поддерживало их во времена скудного финансирования науки в тучные нулевые, но теперь на него положили глаз на самом верху – и тянут к нему лапу.
Разумеется, нашлись академики, поддерживающие проект. Но и они проговариваются об истинных целях. Так, член-корр. РАН Анатолий Кулаков сетует: «Поезжайте по Ленинградке и посмотрите на здания академических институтов. Они все усеяны вывесками любых фирм, которые только существуют. Как они сдаются, на какой основе, никто не знает. При этом о самой науке практически забыли. Сейчас на мировой арене моду задают небольшие группы ученых. Роль интеллектуальных центров играют университеты. Там и приток молодых кадров постоянен, а значит, и с новыми идеями проблем нет. У нас же наука и образование друг от друга далеки. Плюс система финансирования на Западе построена на грантах. Похожую схему хотят попробовать и у нас. Деньги по-прежнему бюджетные, но распределение на 50% целевое».
С тем, как государство умеет распределять деньги и на какие цели, мы знакомы хорошо. Ливанов пытался позолотить пилюлю, мол, руководство Российской академии наук будет избираться без участия органов власти, а президента РАН не будет утверждать глава государства, как это происходит сейчас: «Это шаг к подлинной автономии». Однако позолота скрывает пустоту – автономная академия ни на что не сможет влиять. Сейчас директор академического института вступает в должность лишь после утверждения соответствующим отделением РАН. По проекту директора будут назначаться «с учетом мнения Академии». Но кто именно будет их назначать, как будет учитываться мнение, Ливанов не уточнил.
То есть, помимо лишения РАН имущества и финансов, а это, судя по всему, главная цель законопроекта, академию лишают и права решать кадровые вопросы. Зато позволят ей лишать академиков этого звания, чего не было даже при Сталине! Да, Ливанов лишь намекнул, что «само научное сообщество» должно решить, надо ли пользоваться правом лишения звания академика», но намек весьма прозрачен. Если при Брежневе научное сообщество смогло отстоять Сахарова, то ныне «определенная политическая воля» столь мощна, что ученые вряд ли устоят перед ней.
Что означает в России лишение звания академика? Полную жизненную катастрофу. Ученый не только лишается доступа к науке (независимой от государства науки в России нет), но и элементарных средств к существованию, обрекается едва ли не на голодную смерть! Согласитесь, чрезвычайно эффективный рычаг в руках власти, убивающий даже призрачные остатки академической автономии. Вместе с наукой.
Ученые отлично это понимают и, несмотря на уклончивые заявления новоизбранного президента РАН и действующего президента РАМН, пытаются бороться, привлечь внимание общественности и отстоять свою независимость. Так, уже 1 июля Президиум РАН собирается на внеочередное заседание. Оно будет посвящено правительственному законопроекту о реформировании академии. Как сообщают новостные агентства, академикам непонятна поспешность, с которой правительство реформирует академию.
На самом деле, им все понятно, потому они и спешат. Первым выступило Сибирское отделение РАН. Оно резко критикует планы правительства и обратилось с открытым письмом к руководству страны, в котором говорится, что реформу они расценивают «как намерение разгромить сложившуюся эффективную систему организации фундаментальной науки в России, лишить нашу страну главного преимущества в глобальной конкуренции за экономическое развитие». В письме также говорится о требовании немедленной отставки министра образования и науки Ливанова.
Их поддержал профсоюз РАН, отправив Путину телеграмму с требованием обсудить реформу государственных академий: «Требуем введения обсуждения законопроекта о реорганизации науки, представленного 27 июня правительству РФ, в нормальное русло с учетом общественности, соблюдением законодательства и сроков при прохождении законопроекта в Государственной думе».
Коллективы научных учреждений, говорится в телеграмме, глубоко возмущены сообщением о грядущей реформе и рассматривают его как провокационный ход. Законопроект о реформе, уже одобренный правительством, не обсуждался с научным сообществом, а текст документа до сих пор не готов.
По мнению профсоюза, глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов и правительство РФ намереваются «молниеносно уничтожить сложившуюся организацию науки в России и сделать ситуацию необратимой». «Это нанесет непоправимый ущерб науке и нашей Родине».
На сайте профсоюза также выложено заявление с призывом участвовать в акциях протеста против реформы. «Сомнений нет — Российская академия наук будет безвозвратно разрушена», — говорят работники РАН. «Чувство омерзения вызывает и прямой подкуп членов академии, которым обещана „пожизненная стипендия до 100 тысяч рублей в месяц и больше“», — добавляют они.
Ранее о необходимости обсуждения законопроекта заявили члены Совета по науке при Минобрнауки(!), председателем которого является академик РАН и проректор МГУ Алексей Хохлов. «Мы считаем неправильным, что закон, коренным образом меняющий систему организации науки в Российской федерации, готовился и рассматривался без обсуждения с научной общественностью», — говорят члены Совета, обращая внимания на то, что к Совету, созданному для консультаций по вопросам науки, никто не обратился за советами по поводу грядущей реформы.
Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН и член-корр. РАН Алексей Арбатов отозвался о новой инициативе крайне негативно. Ученый уверен, что она направлена на национализацию собственности РАН:
— Госагентства будут использовать эту собственность в своих целях. Недвижимость и земля — это то, на что представители бюрократического аппарата давно положили глаз. Через этот законопроект чиновники намерены открыть себе доступ к собственности.
Не секрет, что РАН приходилось сдавать в аренду более 30% собственности только для того, чтобы вовремя вносить коммунальные платежи за те помещения, которые учеными используются:
— Коммунальные платежи растут, а бюджетных средств не хватает даже на это. Российская наука финансируется недопустимо мало, а теперь ее лишат и этой возможности к существованию.
Критикует опасную инициативу и председатель президиума Уральского отделения РАН, академик Валерий Чарушин:
— В то время как министр образования России придумывает, как реорганизовать систему РАН, Китай давно занимается непосредственно наукой, вкладывая средства в разработки, а не в реорганизацию структуры. В России о науке надо думать. А не о том, как поменять декорации.
Президент РАН Владимир Фортов также весьма сдержан в оценке достоинств законопроекта и, вопреки утверждениям Ливанова о том, что он разрабатывался с участием ведущих российских ученых, заявляет: «Он никогда нигде ранее не обсуждался. Пока сложно давать этому оценку».
Кстати, о президенте. Он не может резко выступить против — хотя бы по той причине, что он еще не совсем президент. Его должен утвердить в должности глава государства, однако сообщений о том, что Путин сделал это, пока не поступало. В итоге, помимо очевидных намерений завладеть имуществом академий и дать возможность госчиновникам типа Сердюкова управлять финансовыми потоками, просматривается хорошо продуманная, хотя и весьма циничная многоходовка.
Если сопротивление ученых и образованной общественности окажется слабым и не получит большой огласки и поддержки, то задуманный план вполне удастся, а того, что на академической науке, то есть на российской науке как таковой, можно будет ставить жирный крест, Путин не понимает. Да его это и не волнует, как показала многолетняя практика его правления. Он политик близкого прицела: после нас хоть потоп.
Если же волна возмущения окажется достаточно мощной, и сбить ее не удастся, то появится прекрасный повод отправить наделавшего дел мавра Ливанова в отставку. Вместе с Дмитрием Медведевым, который никак не сообразит, что ему давно пора уйти.