rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
244

Диалектическая природа метамодерна: осцилляция как способ бытия в эпоху радикальной неопределенности

374

Перипетии теории Империализма

175

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

209

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

Главная Рубрики Авторские колонки 2016 Август Племянник Столыпина

Племянник Столыпина

Алексей Михайлович Устинов

Алексей Михайлович Устинов

Нынешняя буржуазная власть всячески пестует культ «сильных личностей» из числа «государственников» эпохи сословной монархии. В первых рядах такого сорта «героев» – премьер-вешатель Пётр Столыпин, пользующийся особым расположением самого сегодняшнего национального лидера. Общий кумир либералов и охранителей вызывает в их душах такой прилив верноподданнического восторга, что досконально изучается всё, что связано не только с деятельностью самого высокопоставленного палача в русской истории начала прошлого века, но и с его ближайшим окружением, членами семьи, родными. Есть только одно исключение, о котором старательно умалчивают новоявленные, говоря ленинскими словами, казённо-полицейские историки: жизнь и судьба Алексея Михайловича Устинова, племянника Столыпина, с юных лет порвавшего со своей семьёй и своим классом и ушедшего из отцовской усадьбы прямиком в революцию.

Саратовский помещик Михаил Адрианович Устинов вёл обычную жизнь богатого русского барина. Служил в московском архиве и саратовском губернском комитете по коннозаводству, был почётным мировым судьёй по Сердобскому уезду, пользовался немалым авторитетом среди окружающих его провинциальных дворян и был знатным сердцеедом: от трёх жён имел семерых детей. Михаилу Адриановичу было уже 54, когда 17 сентября 1879 года появился на свет долгожданный сын Алексей, баловень отца и любимец всей семьи. Пытливый ум, тяга к самообразованию, чтение русской классики, увлечение книгами Салтыкова-Щедрина и Чернышевского, статьями Добролюбова и Писарева, наблюдение за нищетой и убожеством освобождённых без земли из крепостной кабалы русских крестьян дали свои плоды.

Как писал в автобиографии для словаря «Гранат» уже в советское время Алексей Устинов, он «родился в селе Бекове Сердобского уезда Саратовской губернии, в крупной помещичьей семье». «Впервые арестован был ещё студентом в Москве в 1902 года, с какового времени беспрерывно так или иначе участвую в движении, преимущественно крестьянском. В 1907—08 годах сижу в «Крестах» (по делу петербургского комитета ПСР), куда попадаю повторно в 1917 году после июльских событий. С 1908 по 1917 год нахожусь в эмиграции, то в Швейцарии, то во Франции. За время эмиграции исключаюсь из дворянства, а имущество моё берется в опеку (разыскиваюсь по делу «лесных братьев»)».

В ноябре 1906 года был арестован по делу о покушении на земского начальника Сердобского уезда; обвинение не было доказано, но из Саратовской губернии Устинова выслали.

13 июля 1907 года по доносу провокатора вновь арестован; в записке Департамента полиции утверждалось, что «означенный Устинов являлся в селе Бекове Сердобского уезда организатором и главным деятелем революционного Комитета, под руководством которого в этом уезде совершён ряд вооруженных нападений и грабежей.

Кроме того, Устинов давал приют и скрывал… беглых арестантов, ссыльных, которые служили исполнителями преступных планов указанного Комитета». В мае 1908 года Устинов приговорён к ссылке на три года в Вологодскую губернию; ссылка заменена принудительной эмиграцией до мая 1911 года.

Ни активная революционная деятельность в рядах Партии социалистов-революционеров (ПСР), ни преследования царской охранки не помешали Алексею Устинову окончить в 1904 году историко-филологический факультет Московского университета, а в 1917 году – агрономическое отделение Цюрихского политехнического института. Полученные навыки и умения пригодились уже позже, в годы революции и на советской работе, особенно знание языков в годы дипломатической службы. Племянник Столыпина, положившего жизнь за сохранение помещичьего и развитие кулацкого землевладения, «с 1917 по 1920 год состоял во ВЦИКе и с перерывом в его президиуме. Принимал близкое участие в выработке закона о социализации земли и закона о лесах». Говоря об этих «законах», Алексей Устинов, конечно же, имел в виду соответствующие декреты, принятые высшим органом власти Советской России — Всероссийским центральным исполнительным комитетом Съезда Советов (ВЦИК), членом которого он избирался. В том же ВЦИК Алексей Устинов подготовил и провёл и проект декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов.

В годы первой мировой войны левый эсер Устинов занял интернационалистские позиции. С 1915 был членом Комитета помощи военнопленным, который, как отмечала царская агентура за рубежом, готовил народное восстание в России после войны; к осени 1916 года Комитет организовал в лагерях русских военнопленных свыше 400 кружков (в каждом от 300 до 400 человек), сам Устинов работал среди офицеров и интеллигентов.

Кружки снабжались газетами, листовками, революционной литературой. После Февральской революции Временное правительство, зная антивоенную позицию Алексея Михайловича, всячески препятствовало его возвращению на родину. Лишь после давления Петроградского совета на министров-капиталистов Алексей Устинов вместе с Марком Натансоном и Анатолием Луначарским в апреле 1917 года смог прибыть в Россию. Разногласия с Временным правительством по аграрному вопросу привели к тому, что Устинов резко выступил против коалиции ПСР с буржуазными партиями.

Уже в мае 1917 года на Северной областной конференции ПСР он внёс проект резолюции, в которой подчёркивалось, что левые эсеры будут «содействовать организованным захватам земли (крестьянами) до Учредительного Собрания». Проект резолюции противоречил установкам ЦК ПСР и был отвергнут, но левые эсеры, составлявшие не менее 1/3 делегатов, провели товарищей Прошьяна, Камкова и Устинова в Северный областной комитет ПСР. Вскоре Устинов стал одним из лидеров эсеров города Гельсингфорса и Балтийского флота, членом Гельсингфорсского Совета.

Поскольку Устинов считал сотрудничество эсеров с большевиками залогом успешного решения задач революции, в первую очередь прекращения войны, передачи земли крестьянам, созыва Учредительного Собрания, защиты Республики и демократических свобод, то 10 июля ЦК ПСР исключил его и стоявшего на тех же позициях Прошьяна из партии. Через несколько дней по распоряжению Временного правительства оба были арестованы. Им инкриминировались «преступная агитация в войсках», участие в подготовке насильственного свержения режима. Из «Крестов» товарищи Устинов и Прошьян были освобождены лишь после провала корниловского выступления в сентябре 1917 года.

Являясь членом Петроградского ВРК, Устинов активно участвовал в борьбе за власть Советов в Петрограде, воспрепятствовал отзыву левых эсеров из Петроградского ВРК, участвовал в переговорах с большевиками о создании коалиционного Совнаркома.

Был очень близок Ленину, защищал его позицию в советских органах власти: ленинский Совнарком «не вступил на путь партийной диктатуры, а проводит в жизнь требования всего народа», «мы не мыслим революции вне этих двух групп, этих двух категорий. Для нас что рабочий, что крестьянин – это едино». В ноябре 1917 года Алексей Устинов был избран депутатом Учредительного Собрания Российской Республики по Саратовскому избирательному округу № 12 от эсеров и крестьянских депутатов.

Симпатии к Ленину, к большевикам Алексей Михайлович не стеснялся высказывать публично. На Втором съезде Партии левых социалистов-революционеров в апреле 1918 года Устинов прямо заявил, что считает большевиков «единственно истинно революционной партией, которая действовала на арене русской революции», что в правительственном блоке левые эсеры не были «несчастными просителями в большевистской передней… являлись равными участниками во власти» и не раз заставляли большевиков принимать им угодные решения. Всё это привело к фактическому разрыву Алексея Михайловича с бывшими товарищами по партии.

Устинов осудил левоэсеровский мятеж 6-7 июля 1918 года и стал одним из инициаторов создания Партии революционных коммунистов, объединившей несколько тысяч бывших левых эсеров, признавших недопустимость срыва Брестского мира и готовых сотрудничать с большевиками.

В 1920 году революционные коммунисты объединились с большевиками, и Устинов стал членом Российской коммунистической партии (большевиков). Племянник Столыпина оказался у истоков советской военной разведки, являясь с января по ноябрь 1921 года помощником, а затем и заместителем начальника Регистрационного управления Полевого штаба РККА (сейчас это — Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил). Разведывательную деятельность товарищ Устинов продолжил и на дипломатической работе, в частности, активно участвуя в подготовке октябрьского (1923 года) вооруженного восстания в Гамбурге и Тюрингии, будучи тогда первым секретарем советского полпредства в Германии (ноябрь 1921 — май 1924 года). Затем стал полпредом СССР в Греции, а с мая 1925 года работал в полпредстве СССР в Польше. Именно на Алексея Михайловича в тяжелый час убийства белогвардейцем советского полпреда Войкова были экстренно возложены его обязанности, именно Устинов отправлял гроб с телом Петра Лазаревича в Москву.

После возвращения в Советский Союз Алексей Устинов был назначен уполномоченным НКИД СССР при СНК Белорусской ССР в Минске (октябрь 1928 — ноябрь 1929 года), уполномоченным НКИД СССР при СНК ЗСФСР в Тбилиси (ноябрь 1929 — ноябрь 1932 года), членом президиума Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, а после — полпредом СССР в Эстонии (январь 1934 — сентябрь 1937 года). Профессиональный революционер Алексей Михайлович Устинов скоропостижно скончался на боевом посту в эстонской столице Таллине 26 сентября 1937 года. Кремирован и похоронен на Донском кладбище Москвы. Некрологи о его смерти опубликовали в главные газеты Советской страны — «Правда» и «Известия».

Авг 30, 2016Владимир Соловейчик
30-8-2016 Авторские колонкиистория, Русская революция1,280
Фото аватара
Владимир Соловейчик

Родился в Ленинграде в 1964 году. Высшее образование получил в Германии. Работал в одном из ленинградских научно-производственных объединений, служил в Советской Армии. Начиная с 2004 года занимается правозащитной деятельностью в рядах петербургского Движения гражданских инициатив.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Выборы: как воюют с агитаторамиКапитализм печатного станка
  См. также  
 
Рецензия на книгу «Политическая полиция, революционеры и железные дороги в начале XX столетия»
 
Михаил Лифшиц и проблема термидора
 
Кинопоказ: Из цикла «История мирового киноискусства»
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру