Это милая песенка моей молодости. Ее принято было мурлыкать под нос, расслаблено сидя где-нибудь теплым вечером на асфальте Арбата, «Гоголей» или Ротонды, если это Питер. Выражая всей позой духовность и независимость. Или цитировать, отличая «своих» от не приобщенных к нашему «неформальному» культу. Не приобщенные, впрочем, тогда встречались все реже. И сейчас она не забыта уже далеко не столь молодыми людьми, ее образы выскакивают то в заголовках глянцевых журналов, то в рекламе, то просто в разговоре. При всей нарочитой простоте фраз, это одна из «песен поколения», а значит, и один из его автопортретов. Кто именно там изображен? Гуманитарий c «неформальным» прошлым. Такие люди делают сейчас, кстати, львиную долю наших медиа и культуры. Но выйдем из под ублажающего слух гипноза и спросим себя: о чем поется в песне? Хочется разобрать ее, как это делали в школе надоедливые учительницы литературы со стихами Есенина или Пушкина.
Сидя на красивом холме
Герой за единение с природой, не урбанист, в душе эколог, любит бывать на даче и в деревне, по жизни расслаблен, предпочитает пассивно сидеть, нежели держаться на ногах или идти к какой-то цели.
Я часто вижу сны
Уважает сюрреализм, психоделию, Грофа, другие «сновидческие практики», то есть не разбрасывается своими снами, а любовно коллекционирует их, чтобы делиться с себе подобными.
И вот что кажется мне
Мягок, на своем мнении никогда не настаивает, уважает «кажимость» как буддистскую майю, то есть всегда готов в случае опасности допустить, что между его снами и так называемой реальностью вообще нельзя обнаружить разницы.
Что дело не в деньгах
Отказывается от материального успеха, чтобы никто не смог упрекнуть его в лени или паразитизме. На всякий случай, чтоб не клянчили в долг, предпочитает всегда выглядеть «бессеребряником».
И не в количестве женщин
Кокетливо намекает на свою пресыщенность и опытность в этом вопросе и предлагает любопытным при случае проверить его чувственную искушенность.
И не в старом фольклоре
Не доверяет слишком простой для него утопии «духовного прошлого», как бы далеко ни был удален этот «золотой век».
И не в новой волне
Сомневается и в последних экспериментах (музыкального и не только) самовыражения, пришедших из Европы, слишком технических и поверхностно имиджевых. Отчасти разделяет претензии к западной культуре, которой «не хватает нашей (восточной) глубины».
Но мы идем вслепую
Одной из его любимых стратегий поведения является детская игривая «зажмуренность», нарочитое непонимание окружающего. Любимый имидж – трогательный беззащитный ребенок «не от мира сего».
В странных местах
Как можно чаще подчеркивает чудесность того, что видит, и свою зачарованность всем этим, не забывает рекламировать оригинальность своего восприятия самых обыденных вещей.
И все, что есть у нас
Это радость и страх.
Для всякого, склонного к бессистемной мистике, эмоции важнее размышлений, и ими-то, а не смыслами или результатами деятельности, измеряется жизнь.
Страх, что мы хуже, чем можем
Некоторое отступление от буддизма в сторону монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), обещающих страшный суд тем, кто не достаточно усердствовал в добродетели и не был максимально богобоязнен. Психологическая основа таких представлений – чувство вины, происходящее из детского страха перед родителями и другими «воспитателями».
И радость того, что всё в надежных руках
Обратная сторона монотеизма, нашедшая себя у суфиев и во многих христианских ересях. Бог позаботится о том, чтобы спасти всех без исключения и воздать нам сверх меры при условии, если люди не будут наглым образом на это уповать. Психологическая основа – ожидание от родителей (вместо справедливости) ничем не заслуженного добра.
И в каждом сне я никак не могу
Отказаться
Печальная для «почти буддиста», но зато по-человечески понятная для поклонников, невозможность вырваться из «сансарических» образов, представлений и связей, забыть свой опыт и очиститься от «эго», препятствующего окончательному просветлению. В монотеизме – невозможность очиститься от бесов гордыни и страстей.
И куда-то бегу
А хотелось бы, конечно, вечно «сидеть на красивом холме», став его частью. Цель мистика – абсолютная пассивность, возврат сначала в бессознательное, а потом и в неорганическое состояние «единения» и решения всех проблем. У холма и его частей не может быть никаких тревог, им не нужно никуда бежать, потому что их не волнует, существуют ли они вообще, в какой форме и с какой целью. Впрочем, «бежит» наш герой «сидя», то есть во сне, понарошку.
Но когда я проснусь
То есть окончательно избавлюсь от своей личности, затмевающей льющий с духовных небес свет истины, невыразимой в словах.
Я надеюсь,
Ты будешь со мной
Это «Ты», которое должно оказаться «со мной», – единственное, что явится герою после его «пробуждения». Любовь со времен «Битлз» примиряет все противоречия и выгодно экзальтирует женскую аудиторию. Вполне возможно, впрочем, что «Ты» в данном случае – это «мировая душа» гностических мистиков, буддистская «нирвана» или даже сам Бог монотеистов. С незапамятных времен они пишут стихи, выглядящие «для профанов» как вполне попсовые серенады под окном, а «для посвященных» расшифровываемые как самодельные молитвы, обращенные к божеству. Имам Хомейни, помнится, баловался этим, в свободное от наставлений иранскому народу, время. То, что «Ты» стоит в начале последней строки и пишется с большой буквы, усиливает такой намек.
Для чего я все это проделал? Это первая половина полезного упражнения в важной психотехнике освобождения от спектакля. Нравится ли вам такой «выясненный» вами персонаж, и чем именно? Имеет ли он отношение к вашей жизни и самосознанию? Разобрав его на кирпичи, что вам теперь хотелось бы изменить, уточнить, переделать? Изменив, вы получите автопортрет и уже свою ситуацию. Хотя порой и кривоватое, но зеркало. Другим путем этого эффекта не достигнешь. К коммерчески успешному шедевру стремиться необязательно. В конце концов, вы же делаете это для себя, а не на продажу. Для самоизучения и самотерапии. Для избавления от зависимости от приятных, но чужих образов. Я менял в этой песне каждую строку так, чтобы она лучше соответствовала моему, а не чужому, ощущению жизни. Исправил всё то, что меня не устраивает. Вот что у меня получилось:
Стоя на захваченной земле
Я часто гляжу в бинокль
И сужу о добре и зле
Я вижу, как в доходность
Превращаются тела
И все старинные звуки
И все сверхмодные дела.
Мы все оглушены
Пиротехническим шоу
Осталось верить рекламе
Что все будет хорошо
Верить попам
Что мы здесь жили не зря
И весь бюджет освоен
До последнего рубля
И пусть я оглушен
Очень громким сигналом
Мне видно как воздастся
Безналично и налом.
Предположим, вы тоже проделали подобное упражнение. Взяли песенку, которую вы частенько напеваете про себя, и сделали так, чтобы она стала действительно про вас. Неважно, что это будет – Высоцкий, «Виа Гра», Тимати или Егор Летов. Заменили каждую строку на более точную так, чтобы она описывала именно вашу, а не другую, чем-то похожую, реальность. Складность неважна, важна искренность. Сохранение ритмической схожести с оригиналом желательно, но совсем не обязательно. Теперь у вас есть собственный хит для личного пользования. Эта песня именно про вас, а не про героя, с которым приятно себя ассоциировать. Попытайтесь рассмотреть песню так же, как только что читали чужой, изначальный текст. Какой получился персонаж? Что вы можете сказать о нем? Какой вы желаете ему судьбы? Чего он достоин, а чего вряд ли заслуживает? Где смешон и явно фальшивит? В чем не любит признаваться даже себе, а вам со стороны всё отлично видно? Что вам в нем не нравится и что хотелось бы изменить? На что он рассчитывает и как его можно использовать для пользы дела? Предлагаю делиться результатами в комментариях, а не держать в себе. Преодоление «прайвеси» и информационный коммунизм – стартовые условия для шагов к реальному коммунизму.