Выставка номинантов конкурса «Серебряная камера» 2013 вновь открылась в Царской башне Казанского вокзала. Несмотря на громкое название здания, отсылающее к повседневной жизни царской семьи во время путешествий, как и задумывал архитектор Щусев, правда задумку не осуществил, башню возвели только в 1997 году, ничего роскошного и комфортного сегодня в пространстве это места нет. Кроме зала отдыха. Выставочное пространство расположено в конце холла и его территория намного меньше, чем в Манеже, где выставка организовывалась ранее, а проходит она уже более 10 лет. Поэтому не удивительно, что на открытии посетители у работ спонтанно группировались в кучки, что напоминало очередь за билетами на вокзале. Впрочем, любая выставка — это путешествие, вектор которого задан авторами, кураторами и нашим воображением.
Однако, не смотря на демократичный выбор места, наплыва посетителей с вокзала, как диктует воображение, на выставке не обнаружить, хотя вход совершенно свободный и посетителей поили бесплатным чаем. Нет рекламы, указателей, и сам вход в зал расположен на задворках вокзала. Так что конкурировать за посетителей с ним может разве что соседняя хинкальная, в которой нет туалета и раковины.
За десять лет условия конкурса не изменились, принять участие в нем может любой. И номинации остались прежние — «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица», куратор Нина Левитина. Правда, появились консультационные услуги, во время подготовки к конкурсу организаторы устраивают встречи с фотографами, которые могут рассказать, например, как подготовить серию для конкурса. В этом году на конкурс было подано более 600 серий, снятых в 2013 году. Для экспозиции отобрано больше 700 снимков. А вопрос, сколько приблизительно должно снимков входить в серию и сколько отберут, удалось выяснить из разговора стоящих рядом двух молодых посетителей, один из которых оказался автором серии «Хипстеры». Из предложенных им пятнадцати кадров выбрали для экспозиции всего 4 снимка.
Судя по экспозиции выставки, одной из центральных тем, не заявленной никак в названии, является человек играющий (Homo Ludens). Действительно, в мегаполисе сильно поглощающем личность без игры, волшебной маски, смеха и движения, которые ей свойственны, трудно адаптироваться горожанину и приезжему. Запечатленные в работах жители мегаполиса в нескольких сериях надевают маску клоуна, чтобы создать веселую атмосферу в унылом, деловом, с его вечно спешащим ритмом метро, разоблачить имидж человека труда. Они в клоунских одеждах спускаются под землю и веселятся там напропалую. А в серии «Больничные клоуны» герои свой облик используют для психотерапии, стимулируя больных к выздоровлению.
Молодежь отдает предпочтение рискованным, спортивным играм, занимаясь паркуром или инфантильными проказами, раскачивая и обливая водой новоиспеченного собрата-инженера. Жители подмосковья в целях экономии каждый день играют в опасные игры на железной дороге, обманывая контролеров, перелезают пути в неположенных местах. Если у молодежи спортивные адреналиновые игры от скуки и незанятости, для спортсменов профессиональный труд (к предстоящей в Сочи Олимпиаде не обошлось и без спортивных репортажей), для последних (проект «Зайцы») — тактика выживания.
Для женщин игра прежде всего связана с демонстрацией себя, модой, переодеваниями, балами и танцами и такое сильное искушение не оставляет их и в нестандартной жизненной ситуации, даже в Сизо. На одном стенде для жизненного контраста расположены две серии — «Венский бал в Москве», «Показ мод в СИЗО №6» и «Дефиле особого режима» . Модницам из Сизо повезло меньше, чем медиа-персоне Надежде Толокно, недавно выпущенной на свободу. Им модные бренды свою трендовую одежду в СИЗО для пиара не посылали, пришлось ограничиться зеленым сукном, в котором они вынужденно пародируют своих надзирателей.
Некоторые авторы заигрывали с цветовой палитрой городской архитектуры, острыми ракурсами небоскребов и горизонтом линий. Отдельное внимание в этом году уделено атмосфере библиотек. Хранители архивов в госучреждениях, кажется, заигрались в нуар и триллеры Хичкока. В «Generation «T» по замыслу автора с темнотой играют нарочито серьезно, в отличие от показывающих теневой спектакль детям кукольников, — пожалуй, самый живой репортаж на выставке!
В рубрике «События», кроме спорта и наступления года лошади, авторы зафиксировали происходившее в Бирюлеве, места и даты коллективной памяти (праздник 9 мая, места социально-политических протестов). События эти поданы, можно сказать, в гуманном ключе, не сильно шокируют. Куда больше тревожат переданные некоторыми авторами мотивы пустоты, отчуждения через образы повседневности: пустые дворы и окрестности, отвернувшиеся от нас герои снимков, сидящие спиной или опустившие под ноги взгляд, уткнувшиеся в мониторы компьютеров. И даже такая экзотика как продажа на улицах Москвы жареных каштанов, кажется, не развернет лица на встречу друг к другу.
Портретов крупным планов Серебряная камера-2013 не зафиксировала.