«Российские железные дороги» ждут финансовых гарантий для решения проблемы с электричками. Об этом в своем блоге написал накануне президент компании Владимир Якунин после того, как в стране по требованию Владимира Путина начали восстанавливать ранее отмененное пригородное сообщение.
«Железнодорожники, со своей стороны, начали восстанавливать движение «немедленно, не дожидаясь формальных решений», как того потребовал президент. И я уверен, что мы получим соответствующие финансовые гарантии по системному решению проблемы. Такое поручение также прозвучало из уст президента. Это как раз тот случай, когда государственно-частное партнерство позволит решить важную общественную задачу», — отметил Якунин.
Он подчеркнул, что электрички – неотъемлемая часть социальной инфраструктуры, стабильное функционирование данного сегмента обеспечивается за счет государственных субсидий. «Так устроено в большинстве стран, потому что пассажирские перевозки в пригороде убыточны везде», – отмечает глава РЖД.
По его мнению, коммерческая компания “не может и не должна” оплачивать социальные обязательства государства. Выход из ситуации он видит в создании государственно-частного партнерства.
Якунин утверждает, что РЖД пыталось делать все возможное для сохранения электричек в регионе, однако заложенная правительством модель финансирования перевозок оказалась нежизнеспособна.
«Думаю, что вмешательство президента, наконец, поставит жирную точку на неопределенности и бесконечных дискуссиях о том, нужен или не нужен стране пригородный ж/д транспорт и за счет каких источников финансирования он сможет нормально развиваться», – написал Владимир Якунин в блоге в ЖЖ.
При этом глава РЖД сообщил, что РЖД, Минтрансом и Аркадием Дворковичем, курирующим электрички, неоднократно предпринимались усилия, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию. «Неоднократно проводились селекторные совещания с участием губернаторов, вопрос рассматривался на заседаниях правительства под руководством председателя Дмитрия Медведева», – пишет Якунин.
В настоящее время пригородные пассажирские компании, осуществляющие перевозки в 73 регионах страны, назначили 260 дополнительных пригородных поездов. Перевозчик обещает продолжить работу по назначению поездов.
4 февраля Владимир Путин раскритиковал правительство за отмену электричек и потребовал от Минтранса немедленно восстановить эти маршруты. Массовые сокращения пригородных поездов начались в России несколько лет тому назад, однако в начале 2015 года процесс заметно ускорился. Некоторые регионы остались полностью без электричек.
После заявления Путина Счетная палата обвинила Министерство транспорта РФ и «РЖД» в срыве сроков утвержденной правительством реформы в пригородном железнодорожном транспорте. Госкомпания и местные власти не смогли разработать эффективные меры по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении. В свою очередь. В РЖД считают, что в отмене электричек и последующем срыве реформы в пригородном железнодорожном транспорте виноваты региональные власти.