Бюджетный кризис в российских регионах становится более масштабным: по данным Минфина, в прошлом году дефицит их бюджетов вырос в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, сборы налога на прибыль упали на 13%, долги увеличились почти на треть, расходы на их обслуживание — на 22%.
Самым удивительным сюрпризом итогов исполнения региональных консолидированных бюджетов за 2013 год стал рост инвестиционных расходов, считает «Финмаркет».
После трех кварталов отставание от показателей 2012 года по статье «Национальная экономика» составляло около 10%. Регионы все больше тратят на зарплаты и все меньше на развитие, сетовали экономисты. Но инвестиционные расходы в IV квартале 2013 года оказались неожиданно более значительными, чем в предыдущем году, и выросли на 8%.
Других хороших новостей в опубликованной на сайте Минфина итоговой информации по 2013 году нет. Совокупный доход бюджетов регионов увеличился в 2013 году на 1,7% в абсолютном выражении, расходы — на 6%. Доходы 28 регионов снизились в прошлом году, в частности: в Тюменской области на 28%, в Новгородской области — на 19%, в Чечне — на 16%.
Только шесть регионов в 2013 году полностью покрыли свои расходы за счет доходов. Совокупный профицит этих регионов составил менее 27 млрд рублей. Остальным 77 регионам не хватило 666 млрд рублей. В 2012 году расходы превышали доходы у 67 регионов. Совокупный дефицит их бюджетов составил 355 млрд рублей, а у 16 регионов доходы превысили расходы на 76 млрд.
Самый большой дефицит бюджета в 2013 году сложился у Чукотки (52%), Тюменской области (26%, без учета округов), Краснодарского края (23%) и Новгородской области (22%).
Основная причина сокращения бюджетных доходов регионов — снижение поступлений по налогу на прибыль. В прошлом году эти поступления снизились на 13,1%. В федеральный бюджет, куда идет 10% от общей суммы налога на прибыль, поступило всего на 6,4% меньше средств, чем в 2012 г.
Поступления от налога на прибыль сократились в 67 регионах: в Карелии и на Чукотке — на 58%, в Ингушетии — почти на 50%, в Вологодской области — на 45%.
— Сама статистика наконец показывает неолиберальным управленцам нелепость противопоставления вкладов в людей вкладам в развитие. Без поддержки платежеспособного спроса и вкладов в инфраструктуру никакие инвестиции не будут работать, — отмечает заместитель директора ИГСО Анна Очкина.
— Замедление экономического роста сказалось в первую очередь на регионах. Те регионы, которые не имеют развитой промышленной базы и зависят от финансовых результатов крупных корпораций и федерального финансирвания, просели больше всего, — говорит заместитель председателя РСДСМ по идеологии Владимир Пешков. — Впрочем, в каждом случае своя специфика. Например, снижение поступлений по налогу на прибыль в Карелии связано во многом с вхождением ОАО «Карельский окатыш» в консолидированную группу налогоплательщиков «Северстали». Однако выигрыша Вологодская область от этого не получила. Напротив, поступления от металлургов в областной бюджет ниже ожидаемых и перспектив для исправления ситуации нет. Ровно та же ситуация на «Фосагро», втором крупнейшем предприятии Вологодчины. Среди причин называют и неблагоприятную конъюнктуру мировых рынков, и рост производственных затрат.
Но бюджеты регионов формируются не только за счёт крупных налогоплательщиков. Проблемы разной степени тяжести не позволяют экономике эффективно работать буквально на каждом уровне. Малый бизнес находится на грани выживаемости. Ряд предприятий закрылись из-за того, что оборудование так устарело, что невозможно работать даже «в ноль». При этом, в России физически инвестировать в модернизацию устаревших производств и в создание новых может либо очень крупный бизнес уровня «Газпрома», «Северстали» или «Фосагро», либо федеральный бюджет. Но на всех денег не хватает и не хватит никогда. Поэтому Россию ждёт дальнейшее ухудшение общей ситуации. Единственный возможный положительный сценарий — улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, что приведёт к росту прибылей у экспортёров, что позволит наполнять бюджеты регионов. Но и на это пока что рассчитывать не приходится.
Напомню, что «Северсталь» ещё в 2008 году заплатила только налога на прибыль в бюджет Вологодской области на 11 миллиардов рублей. В 2011 году — 4 миллиарда. На 2013 год всех налогов в бюджете региона «Северстали» было запланировано на сумму 1,3 миллиарда, но этот план, по предварительным данным, не был выполнен.
Своим мнением с «Рабкором» также поделился политолог Владимир Киреев:
— Государство, впрочем — всё общество, сейчас существует в такой системе координат, когда люди оказываются неспособны понимать ситуацию в целом и не могут целенаправленно управлять системой. Тактическое мышление, которым руководствуются элиты на всех уровнях, не способно быть адекватным для управления сложно устроенным обществом, что приводит к его деградации.
На практике это проявляется в том, что существовать в status quo система может, а развиваться нет. Никто в целом, оказывается, не способен реализовывать крупные, и даже средние инфраструктурные проекты. Направлять и организовывать строительство промышленного и социального капитала такое общество и такие элиты не способны.
Подчеркну, речь идёт именно обо всём обществе, а не только о государстве. Кадрам с иным пониманием взяться неоткуда. То есть, какой бы поток средств не шёл в регионы, он не будет давать никакого реального роста промышленного и социального капитала. Вместе с тем с уменьшение выделяемых средств, сокращение региональных сборов приведёт к недофинансированию целого ряда значимых отраслей, как хозяйственного, так и социального значения.
В совокупности с ожидающимся кризисом это грозит повторением украинских событий, только в более агрессивном антиобщественном, антигосударственном виде. Со своей российской спецификой, которой присуща диффузность, распылённость протеста, — заключил эксперт.