Во время рабочего совещания депутатов Госдумы с главой Министерства образования и науки Дмитрием Ливановым было принято решение дать вузам рекомендации не вносить изменений в список вступительных экзаменов в этом году. Доктор исторических наук, профессор и политолог Елена Галкина рассказала корреспонденту «Рабкора», какими могут быть последствия действия этого приказа в текущей приемной кампании на российские университеты.
Она предположила, что вынужденное изменение вузами экзаменов могло стать следствием ошибки. Так, по специальности «история», по ее словам, список был просто расширен, и вуз вполне мог оставить прежний вступительный экзамен, но такая ситуация может распространяться не на все специальности:
— Возможно, поскольку список большой, к некоторым специальностям, как у нас обычно бывает, чиновники министерства просто отнеслись халатно, и в результате пропали предметы, которые раньше были. Это в наших условиях вполне реально. И, судя по репликам ректора МГИМО и других вузов, действительно, такая ситуация наблюдается. Если она наблюдается, естественно, это нужно срочно исправить. Это ошибка министерства очевидная, которое должно срочно внести изменения, чтобы вузы имели возможность оставить испытания, объявленные ими раньше.
Но вне зависимости от того, есть в этом приказе ошибки или нет, Елена Галкина считает его «порочным по своей сути»:
— По моему глубокому убеждению, этот приказ порочен по своей сути, потому что он вышел посреди года. Если бы этот приказ вышел прошлым летом, до того, как вузы утверждали список экзаменов, а родители решали, к какому репетитору ребенок пойдет, и касался вступительных экзаменов этого года — все было бы замечательно. Потому что он по сути хороший был бы, ибо дает возможность некоторой мобильности вузу. Действительно, именно вуз знает гораздо лучше министерства, какие предметы к поступлению ребенок должен знать. Но приказ выходит посреди года. Соответственно, даже если министерство оставило в списке экзамен, к которому готовились дети, вуз имеет право перекраивать программу приема экзаменов. Такого не должно быть.
Елена Галкина уверена, что результатом такой свободы может стать развитие коррупционной составляющей при поступлении. Она отмечает, что в последние годы сложилась практика в старших классах готовится преимущественно к тем предметам, по которым выпускник предполагает сдавать ЕГЭ. Эта практика подстегивается учителями, работающими в классах преимущественно с учениками, сдающими ЕГЭ по их предмету. Последнее, в свою очередь, связано со школьной бюрократической системой, построенной так, что дополнительные баллы учителю идут за успешную сдачу ЕГЭ учениками:
— Предположим, что делают родители чисто теоретически? Понятно что ни один репетитор не подготовит ребенка нормально за 5 месяцев к ЕГЭ. Родители в итоге будут искать человека, который гарантирует им этот ЕГЭ, который им этот ЕГЭ продаст. В данном виде приказ способствует развитию коррупционных схем связанных с продажей ЕГЭ.
Напомним, что скандал вокруг изменений вузами экзаменов стал результатом изданного Минобразования приказа, согласно которому расширился список вступительных испытаний для выбора вузом.