Проект нового трехлетнего бюджета будет направлен в Госдуму в октябре. Расходную часть придется сократить не менее чем на 5%, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства, — пишет NEWSru.com.
«Нам придется пойти на сокращение расходной части бюджета не менее чем на 5% по всем статьям, кроме защищенных статей, в ряде случаев эти сокращения могут быть больше», — сказал премьер.
Медведев отметил, что профицит федерального бюджета в первом полугодии составил 1,2% ВВП. «Первую половину года мы прошли достаточно неплохо. По некоторым параметрам даже лучше прогнозов. Профицит федерального бюджета составил почти 1,2% валового внутреннего продукта, что выше, чем за тот же самый период прошлого года – порядка 370 миллиардов рублей», – заключил глава правительства.
Премьер также заявил, что бюджетная система становится более защищенной от конъюнктурных колебаний. «По итогам первого полугодия доля ненефтегазовых доходов превысила 50%. В прошлом году она составляла 48%», – уточнил премьер.
Однако Минфин, в свою очередь, предупредил о падении доходов от несырьевого сектора в ближайшие три года на 1,7 триллиона рублей — речь идет о дополнительном сокращении доходов на 200 миллиардов рублей по сравнению с июньскими поправками, — сообщает Лента.ру.
В 2014 году ненефтегазовые доходы бюджета сократятся почти на 612 миллиардов рублей. Больше всего несырьевые доходы уменьшатся в 2015 году — на 700 миллиардов рублей.
В качестве ответа на снижение ожидаемых доходов Минфин предлагает несколько мер. В 2014 году правительство может отказаться от индексации зарплат бюджетников и военнослужащих, а также лишить Белоруссию нефтяных льгот.
В 2015 году могут отменить льготный десятипроцентный НДС на социальные товары, в 2016 году Минфин рассчитывает изъять в бюджет средства от продажи 19,5 процента акций «Роснефти».
Более того, сообщается, что недавние планы Минобрнауки повысить зарплаты учителям и увеличить финансирование вузов могут не осуществиться. На заседании министерской коллегии эксперты заявили, что программа развития Министерства до 2018 года, подписанная в июне министром Дмитрием Ливановым, требует пересмотра, — передает Коммерсант.
Согласно этой программе, к 2018 году министерство планирует избавиться от очередей в детских садах, в два раза повысить среднюю зарплату учителям и воспитателям, увеличить финансирование государственных научных фондов и затраты на исследование и разработки. Выплаты ведущим вузам увеличат, это позволит восьми университетам попасть в топ-100 мировых рейтингов.
Эти планы вряд ли реализуемы, считают эксперты. «Программа не совсем соответствует бюджету», — прямо заявил на заседании коллегии замминистра финансов Михаил Котюков. С ним согласился глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов, напомнив, что бюджет на 2013 год предусматривает сокращение расходов на образование на 1% от ВВП. «Того, что мы обсуждаем, может вообще не получиться», — подчеркнул он.
Чиновники отмечали, что в распределении региональных бюджетов особенно сложно соблюсти баланс между школьным и дошкольным образованием. «Нельзя резко повысить зарплату в школах, так как сразу снизится бюджет на дошкольников», — согласилась замдиректора департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки Анна Хамардюк. — «Пока повысить зарплату в детских садах удалось только в четырех регионах — Курганской, Тверской, Тюменской и Курской областях». «Мониторинг показал, что для реализации программы нужно еще около 9,1% от объема утвержденных ассигнований», — добавила она.
— В чем я полностью согласна с экспертами, так это в том, что заявленные планы не осуществятся, — говорит социолог и заместитель директора ИГСО Анна Очкина — Причем даже если деньги будут выделены и потрачены, развал образования и науки не будет остановлен, он, скорее, только усилится. Дело в том, на что выделяются деньги. Например, сейчас идет эксперимент по так называемому прикладному бакалвриату в дополнению к основному, академическому. Это якобы практико-ориентированный специалист с высшем образованием, на самом деле эта программа не продумана ни в правовом отношении, ни в организации, не обеспечена нормальными методическими материалами. Но показушно создаются учебные места под ненужную и даже вредную программу (по сути, она плодит недоучек с сомнительными перспективами трудоустройства), а, значит, тратятся бюджетные деньги.
В социальные расходы сегодня не заложены значимые для общества цели: создать действительно хорошую национальную систему образования, изначально деньги ищут под то, чтобы войти в какой-то не нами придуманный, не с нашей экономикой связанный рейтинг вузов. Ориентация на ложные, «отчетные» цели приводит к тому, что любые затраты оказываются не только неэффективными, но даже вредными для той сферы, на которую они осуществляются. Потому что у нас проблема не количестве денег, а в структуре трат, — заключила эксперт.
Напомним, накануне участники совещания у президента РФ Владимира Путина принципиально договорились перераспределить средства между отдельными расходными статьями бюджета на следующую трехлетку — в объеме от 100 до 300 миллиардов рублей каждый год.
«Придется всем поджиматься: это касается и бюджетников, это касается и естественных монополий, это по сути дела коснется всех тех, кто осуществляет государственные закупки и получает финансирование из федерального бюджета», — сообщил министр финансов Антон Силуанов.
Точные цифры по перераспределению расходов в 2014-2016 годах пока не определены.
Минэкономразвития в конце августа этого года ухудшило все основные макроэкономические прогнозы на текущий год и на предстоящую трехлетку. В частности, прогноз-2013 по росту ВВП России снижен до 1,8% с 2,4%. Прогноз на 2014 год понижен до 2,8-3,2% с 3,7%, на 2015 год – до 3,2-3,4% с 4,1%, на 2016 год – до 3,3-3,7% с 4,2%.