Вице-премьер российского правительства Владислав Сурков выступил в среду в Лондонской школе экономики, ответив на некоторые острые вопросы британских журналистов. Вице-премьер был приглашен для чтения лекции студентам на тему «Инновации в России: планы и перспективы».
Перед выступлением Сурков оговорился, что лекции не будет, и предложил сразу перейти к вопросам, заверив, что «готов ответить на абсолютно любые». «Я буду говорить по-русски, и я за это не извиняюсь, потому что я русский», — уточнил Сурков и добавил, что его английский «недостаточно хорош».
Первый вопрос был задан про коррупционный скандал в фонде «Сколково». Прежде чем ответить по существу, Сурков первые пять минут объяснял собравшимся, что такое «Сколково», и рекламировал преимущества будущей «российской Силиконовой долины», — передаёт NEWSru.com.
При этом Сурков считает, что «ничего экзотического в этом нет, и строить такие центры сегодня так же обычно, как строить школы и больницы. Чудо заключается не в том, чтобы воспроизвести эту довольно классическую модель, а в том, получится что-то из этого или нет».
После этого вице-премьер заявил, что «Сколково» является одним из самых чистых проектов с точки зрения возможных злоупотреблений и отчитал российский Следственный комитет за «энергичность» по этому по делу.
Среди прочего он высказал мнение, что президент фонда Виктор Вексельберг настолько богатый человек, что не станет мараться ради нескольких сотен тысяч долларов. После этого Сурков заметил: «Я тоже такой. Я не самый бедный человек, я работал в бизнесе 10 лет и, если надо, еще поработаю. Я был успешным в бизнесе еще до прихода в Администрацию президента, в своей сфере я был одним из самых успешных».
Сурков также высказался о политической ситуации России. На вопрос британского журналиста о том, не превратилась ли стабильность в застой, вице-премьер ответил, что ничего подобного не наблюдает. «Не получается как-то у нас застоя. И рады бы, но не дают! То вы не даете со своими мировым финансовым кризисом, то свои с Кавказа… Жаль, что застоя нет и отдохнуть некогда», — заявил он.
Главным условием сохранения России как страны вице-премьер считает выход из «парадигмы военно-сырьевой державы». «Если нам нужна милитаризованная страна, где главное — это всех проверить, то это один тренд. Если нам нужна страна, где можно творить, где можно быть свободными и создавать друг для друга полезные вещи, продукты и услуги, то это совсем другой стратегический выбор», — заявил Сурков.
«Я считаю, что это экзистенциальный выбор. Это не вкусовой выбор, это выбор существования. Оно либо есть, либо его нет», — заключил он.
При этом, по его словам, политическая устойчивость в России возросла: »система победила оппозицию — это факт». После чего добавил, что «она, наконец, проявила жесткость — долгожданную жесткость! — в отношении к экстремистам. И наконец те, кто считал возможным бить полицейских, понесли заслуженное наказание.»
При этом вице-премьер высказался за создание в России второй крупной партии, которая выступала бы в качестве конкурента правящей сейчас «Единой России», при этом такой «альтернативной структуре нужно, даже надо помочь состояться», — сообщает Газета.ру.
В целом же, по мнению Суркова, политическая система в России соответствует общественному развитию. «Она является его частью, все её институты укоренены в головах. Наша политическая система отражает состояние менталитета и души российского народа. Она отражает эволюцию общества — в той степени, в которой она состоялась. Не больше и не меньше», — подытожил он.