Российское государство меняет стратегию в отношении проблемных банков. К такому выводу пришли в Центре экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Вместо финансовой поддержки власти будут чаще прибегать к управляемому устранению наиболее слабых игроков с кредитного рынка.
Примером нового подхода является отзыв лицензий и иные меры, направленные против Славянского банка и Межпромбанка. «ЦБ продемонстрировал жесткую позицию. Но отечественные финансовые власти имеют на это право. Они три года удерживали стабильность в кредитной сфере, предотвращали возможные банкротства», – отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Потрачены огромные деньги и теперь средств, чтобы «вытаскивать» слабые банки, нет. «ЦБ переходит к режиму управления банкротствами, то есть к предотвращению наиболее разрушительных последствий от разорения слабейших игроков. Это должно помочь удержанию стабильности на рынке и усилить привилегированные банки, такие как Сбербанк, Газпромбанк или ВТБ», – считает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. По его словам, передел банковского рынка России произойдет с помощью государства.
Позиция ЦБ останется предвзятой. Управляя разорением одних банков, государство стремится укрепить позиции наиболее близких к нему кредитных структур. В одних случаях ЦБ продолжит зорко следить за малейшими нарушениями, зная, что банки-нарушители практически обречены на крах, а в других будет поощрять аналогичные действия – давать фору. ЦБ не является нейтральным регулятором, а обслуживает интересы крупнейших сырьевых монополий. Критики последних жестких решений ЦБ напрасно ищут «ключевую проблему» в нормативно-правовом основании деятельности регулятора. Она заключена в природе всех экономических отношений в России и в характере отечественной сырьевой экономики. Дальнейший рост проблем в глобальной экономике приведет к еще более узкому учету властями интересов делового мира.
Пока ЦБ апробирует новую методику работы со слабыми банками. Примеры остаются единичными и известными. Но со временем их станет значительно больше, поскольку может пойти вал внешних прекращений деятельности кредитных институтов. Действия ЦБ способны ускорить передел рынка банковских услуг, не дожидаясь признаков слабости у многих банков, а могут и оказаться ответом на новые проблемы в экономике. Отсутствие контроля над деятельностью ЦБ со стороны общества – не более чем частный случай отсутствия контроля над всей государственной машиной. И пока этот вопрос не решен вообще, рассчитывать на его частные решения не стоит. Те, кто сегодня реально управляют ЦБ, могут быть вполне довольны его решениями. Те, кто остается неудовлетворен, на ситуацию серьезно повлиять не могут.