19 января 2010 года в Москве прошла акция памяти убитых год назад адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. На мероприятие, несмотря на морозы, пришли 700 человек. Участники акции, в основном антифа, несколько раз подрались с милицией. Столкновения закончились задержаниями. В ОВД отправились около 50 человек, включая правозащитника Льва Пономарева и члена совета президента по правам человека Сергея Кривенко. Рассказывает корреспондент Рабкор.ру
К 19 часам на Петровском бульваре собралось около 500 человек, пришедших на акцию памяти убитых год назад на Пречистенке адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В 19:01 участники должны были уже следовать по бульварному кольцу к Чистым прудам, но милиция не разрешала двигаться с места. В основном на акцию пришла молодежь, антифашисты и анархисты с закрытыми лыжными шапочками и марлевыми повязками лицами. В начале шествия стоял главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов, туда же правозащитник Евгений Ихлов тащил одного из антифа: «Вы в оргкомитете, вы должны быть в голове колонны». На акцию пришли эксперты центра «Сова» Александр Верховский и Галина Кожевникова, а также уполномоченный по права человека в России Владимир Лукин. На дороге справа и слева от бульвара стояла припаркованная милицейская техника.
Так прошло около 20 минут.Молодежь замерзла и начала скучать; фотографы, отщелкав баннеры, стояли на сугробах по обеим сторонам от тротуара. Наконец, милиционеры разрешили движение, но приказали убрать все плакаты: дело в том, что формально акцию согласовали как два пикета, между которыми участники будут организованно перемещаться. С точки зрения милиции, организованное движение означало деление колонны на группы по 50 человек. Первая такая группа, в который насчитывалось больше сотни участников, с делением была не согласна и пошла маршем по Бульварному кольцу, не убирая баннеров и зажигая дымовые шашки. Милиция начала отбирать плакаты.
Под скандирование антифашистских лозунгов завязалась драка между демонстрантами и ОМОНом. Несколько милиционеров попадало на снег и получило от манифестантов ногами по ребрам, кто-то надышался перцовым газом, который щедро разливали антифа. ОМОНовцы, одетые в шлемы, бронежилеты и зеленый камуфляж, начали задерживать протестующих и запихивать их в автобусы. Задержанных оказалось 40 человек. вместе с антифа в автозак попал член Совета президента по правам человека Сергей Кривенко.
«А.C.A.B!» (аббревиатура от фразы All Cops Are Bastards / Все менты ублюдки — Рабкор.ру), – скандировали активисты, вырывая товарищей и плакаты из милицейских рук. Снова загорелись дымовые шашки. Милиционеры кричали в мегафон о санкциях, в дыму мелькал начальник Управления общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков.
Когда дым рассеялся оказалось, что манифестанты отрезаны от Рождественского бульвара группой ОМОНа. Несмотря на потасовку, милиционеры решили не прерывать акцию и пропустили митингующих, те поспешили в сторону Чистопрудного бульвара. Участники акции шли по тротуару и проезжей части, не прекращая кричать лозунги и взрывать петарды. Милиционеры во время шествия никого не задерживали. Один из постовых, увидев первую группу в сотню человек, от удивления уронил рацию. ОМОНовцы, идущие за активистами, выхватывали из толпы фотографов и требовали от них удалить кадры недавней драки.
«Выйди на улицу, верни себе город!» – кричали антифа, проходя мимо многочисленных кафе на бульварном кольце. Так они дошли до памятника Грибоедову. На площади с уже расставленными по периметру загородками дежурили милиционеры. Войти можно было только через две рамки-металлодетекторы, сразу возникла очередь. Люди мерзли, злились и скандировали лозунги. Обещанного управой экрана, на котором планировалось показать фильм о Маркелове и Бабуровой у памятника не было. «Управа не разрешила показывать кино», – объяснил правозащитник Лев Пономарев. «Вот пидар**сы», – возмутился один из антифа. «Ничего страшного, покричим лозунги и разойдемся», – понадеялся Пономарев.
Впрочем, как только активисты начали что-то кричать в мегафон, милиция тут же попыталась вмешаться: официально на пикетах звукоусиление запрещено. В центре толпы, которая уже насчитывала 700 человек, началась потасовка, милиционеров скоро вытеснили за заграждения, на которые с другой стороны насели обиженные антифа. Силы были неравны, сотрудники милиции отступили, а активисты начали шествие по Чистопрудному бульвару.
Милиционеры удачно оттеснили их назад, попутно задержав несколько самых активных митингующих.
Одного из антифа скрутили двое, уложив лицом в снег. Его соратник тут же влетел обеими ногами в спину одного милиционера и, увернувшись от ответного удара, скрылся в толпе. Задержанного не отпускали, но и не вели в автобус, он лежал на животе, а его голову вдавливали в снег. За поверженного атифашиста пытался заступиться тележурналист Андрей Лошак, которого сотрудники милиции настойчиво просили не фотографировать затянувшееся задержание. Продержав жертву в снегу около 10 минут, милиционеры все-таки увели его в автозак.
Антифашисты же предприняли вторую атаку: схватившись за заграждения и отстучав ими неровный ритм, они с криками начали теснить милицию. Раздались выстрелы из травматического оружия. Кто-то снова начал распылять перцовый газ. В милиционеров летел снег и ледышки. Досталось как простым рядовым, так и начальнику управления общественных связей ГУВД Москвы Виктору Бирюкову: несколько снежков попали ему в голову. Он вместе с правозащитником Пономаревым все-таки остановил толпу, впрочем, это не помешало милиции задержать последнего. Позже Бирюков насчитал, что всего на акцию пришло 200 участников и 150 журналистов, что в несколько раз отличалось от подсчитанного журналистами.
У милицейских автобусов стояли антифа, требуя отпустить задержанных, один из них препирался с милиционером, требуя отпустить своего товарища, которому, как он говорил, ОМОН пробил голову, но милиционер был непреклонен. Большинство митингующих, ежась от мороза, разошлись около 21:00.