Саакашвили не взорвал Приднестровье, как ему предписывали некоторые российские политологи. Он метит исключительно в Украину. Здесь-то и находится основной фронт деятельности для этого яркого реакционного политика. Вот только получится ли у него добиться перемен, и если «да», то каких? Чего хочет Запад и что не могут дать олигархи Украины?
Украинские власти старались получить безоговорочную поддержку Запада, отыскивая новые поводы для получения денег. Они ругались с Москвой, провоцировали ее и всеми силами показывали ЕС и США, что защищаются от агрессии. А «агрессор» тем временем локализовал и стерилизовал новороссийское восстание на Донбассе, сделав его для киевских правителей фактически безопасным и почти безвредным. Мало кто из сторонников новороссийского движения не понимает, что российские власти не только признали киевскую хунту 2014 года законным правительством страны, но и не допустили воссоединения с Россией земель трещавшего по швам украинского государства.
Потому если кто и спас Украину как целостное бандеровское государство, это была Москва, а не Вашингтон и Брюссель. Именно поэтому они сейчас уверены, что перемены на Украине должны быть продолжены. В 2015 году Запад вел агитацию за формирование на Украине правительства технократов взамен кабинета Арсения Яценюка, олицетворявшего олигархический компромисс.
Но когда отставка правительства состоялась, на его месте появился новый кабинет олигархического компромисса, а в экспертное сообщество просочилась информация об интересе украинских элит к тому, чтобы вернуться к сидению на двух стульях — замирению с Россией.
Однако МВФ крепко держит украинское государство в своих руках. В конце 2015 года он не предоставил денег на оплату долга России. Это привело к дефолту Киева, который мир постарался не заметить и даже не счесть за дефолт. Украинские власти оказались принуждены ругаться с российским правительством по финансовым вопросам в тот самый момент, когда на Западе их критиковали все жестче, все больше требовали и все меньше давали. Порошенко, Яценюк и ряд других деятелей «революции достоинства» резко увеличили свои состояния. Порошенко оказался в положении собирателя капиталов, чем ранее занимался президент-олигарх Виктор Янукович. Но великий страх поселился в его сердце, это страх выборов и кары со стороны Запада.
В России популярна версия, что дестабилизация Приднестровья была одной из задач киевского режима и лично Михаила Саакашвили. Некоторые аналитики даже прямо указывали: Саакашвили был назначен губернатором Одесской области ради того, чтобы обеспечить блокаду Преднестровья и создать условия возможного ввода украинских войск на территорию непризнанной республики. Писала российская пресса и о возможных провокациях, что должны были предшествовать этому. Директор Центра разработок глобальной политики Сергей Городников указывал:
«Саакашвили ставили на Одесскую область и многие аналитики говорили: это для того, чтобы взорвать ситуацию в Приднестровье. Взорвать провокациями».
Однако, анализируя ситуацию вокруг Приднестровья, в России мало обращали внимание на другие вещи.
Возможно, Саакашвили изначально не стремился заниматься соседствующей с Одесской областью республикой. И вряд ли он кем-то был назначен в Одессу именно ради этого. Позднее это подтвердили заявления самого главы Одесской администрации. Так, в одном из интервью Саакашвили сказал: «Будем вырывать руль конституционным методом». Если учесть, что его кандидатура на пост первого министра, как и кандидатуры других заброшенных из за рубежа «технократов», была проигнорирована, и блок местной олигархии отодвинул реформаторов, а не усилил их, то в стране назрел серьезный внутриполитический конфликт.
Руль Саакашвили собирается вырывать у олигархической группировки. В 2014 и отчасти 2015 годах она старалась извлекать выгоду из своей борьбы против «российской агрессии». Нападки Киева на Приднестровье могли помочь украинским элитам получить дополнительную денежную подпитку от США и ЕС. Однако, убедившись, что Москва не борется более за Украину, а мировой кризис вновь усиливается, Запад принял решение начать более активно пользоваться ресурсами выигранной страны.
США и ЕС также устали от наглости добычи-попрошайки. Как отмечает Наиля Амирова, доцент Кафедры политической экономии РЭУ им. Г. В. Плеханова, руководители Евросоюза и Соединенных Штатов знают о «втором кризисе» больше, чем позволяют видеть наблюдателям – всем, кто пользуется официальной и не слишком правдивой статистикой.
«В этих условиях от Украины хотят больше получать. Ей давно обещан «План Маршала» на 100 млрд евро. Эти деньги страна может начать получать сразу, как только на Западе поймут, что их корпорации могут получить быструю выгоду (в активах и прибыли) хотя бы на 200 млрд евро».
Решение этой задачи — политическое. Западу необходимо снизить издержки для работы своих корпораций на Украине, что означает ликвидацию повсеместной коррупции и олигархической клиентелы. Также необходимо обеспечить переток наиболее ценных предприятий от местного бизнеса и государства к транснациональному капиталу. Все это и должно дать правительство реформ и «технократов». Его создание уже вряд ли возможно без политической детонации, а самый надежный и популярный у местного населения детонатор сейчас – Саакашвили.
Правда, если судить по приписываемой ему роли детонатора для Приднестровья, то взрывать политическую ситуацию Саакашвили не умеет. Против этого возражает опыт его ранней грузинской карьеры, когда молодой проамериканский неолиберал вырвался вперед и показал способность крушить оппозицию и неправильно, по его мнению, работающие блоки государства. Это была не только коррумпированная полиция, но и доступная медицина, вернее, остатки советской системы здравоохранения. Потому сторонникам якобы чисто технократических реформ на Украине стоит помнить: государство станет дешевле, но это будет сделано за счет населения, которое экономических выигрышей не увидит, а социальные права и гарантии — потеряет.
Саакашвили готовится детонировать политический процесс на Украине. Он может рассчитывать на финансовую подпитку из-за рубежа, тогда как украинскому правительству деньги будут давать более дозировано.
И его шаги будут контролировать. США и ЕС не могут допустить, чтобы киевские начальники тайно сговорились с московскими руководителями. Россия остается главным врагом в Европе, угрозой для ЕС и возможным центром интеграции по новым принципам. Но пока она стремится к замирению с Западом, на Украине можно сменить партию власти. На месте олигархической коалиции, уже выполнившей немало грязной работы (повысившей тарифы, например), должна оказаться партия радикальных неолиберальных реформ из надежных людей.
Взорвать Украину политически – такова задача для заброшенных туда политиков. На их стороне множество прежних провалов постмайданного руководства, отсутствие массового движения сопротивления, наивность и политическая малограмотность трудящихся. Они предлагают народу борьбу против «главного зла», коррупции. Саакашвили не перестает говорить о вреде олигархии для экономики, об отсутствии возможностей ведения мелкого и честного бизнеса. Отсутствие безвизового режима с ЕС также может быть отнесено к «заслугам» олигархии, не желающей проводить «правильные европейские реформы». Естественно, никто не скажет, что множество непопулярных мер властей — тоже реформы.
Не стоит обманываться дружеским тоном в общении Порошенко с американскими и европейскими коллегами. Они недовольны киевскими властями. И они точно знают, чего хотят: перераспределения богатств страны в пользу своих корпораций, устранения коррупционных издержек для них и непосредственного контроля над страной.